Новости

Летняя школа "Наука о городах. Гуманитарные знания в профессиональных и общественных контекстах"

Летняя школа "Наука о городах. Гуманитарные знания в профессиональных и общественных контекстах" проходила 4-11 июля в г. Москва, проводимом Агентством "Творческих индустрий" при поддержке Оксфордского Российского научного Фонда. В ней приняла участие студентка 4 курса специальности "социальная работа" Климова Мария.  

Moscow

Школа была насыщенной и интересной, - говорит Мария.
Открытие школы прошло в Культурном Центре ЗИЛ, который когда-то был заводом. Потом он стал муниципальных Домом Культуры. И вот уже два года как (фактически оставаясь Домом культуры) ЗИЛ берет курс на интенсивную работу в плане организации культурной жизни жителей всего района. Теперь там каждый день происходит что-то интересное: лекции известных ораторов и преподавателей, уроки современных танцев, выставки, библиотечные мероприятия. И если раньше в ЗИЛ ходили только бабушки и дети (как в любой сельский клуб у нас), то сейчас посещаемость Культурного центра выросла в десятки раз, и туда приходят люди всех возрастов и интересов.
Именно поэтому, открытие и закрытие школы проходило тут, т.к. основная цель школы была в выявлении нового понимания пространства города, понимания новых семантических и культурных смыслов, социокультурных кодов, которые могут преобразить лицо города-будущего.
Всего в школе участвовало 20 человек со всей России, которых пригласили в результате отбора - конкурса эссе на тему "Я и город". в результате - площадки школы объединили участников, обучающихся на разных специальностях (от социологии до экономики, от политологии до социальной работы), и занимаются исследованием совершенно не похожих между собой проблем.

Moscow_2
В первый день была первая лекция школы, проводила ее Кэни Эш, дизайнер, архитектор, урбанист. Именно она познакомила нас с понятиями творческий кластер, креативный класс, креативная экономика... И рассказала о своих проектах развития городского пространства, о собственном опыте создания творческих кластеров в нищих районах Лондона.
Остальная часть школы проходила в Подмосковье в пансионате "Солнечная поляна".
Дни пролетели быстро и стремительно, - говорит Мария. Каждый день мы присутствовали на двух лекциях, которые вели специалисты разных областей наук из разных стран. После лекций мы приступали к работе в группах (в моей группе было 7 человек) по разработке исследования, проекта исследования, проекта (на свой выбор).

Moscow_
К вечеру каждый день мы должны были подготовить небольшой отчет: выступить перед экспертами и другими группами с тем, что наработали за день. А в девять часов вечера начиналась вечерняя игра по теме дня, где тоже надо было много думать, спорить и обсуждать.
Каждый день нас критиковали, доводя до слез. Каждый день мы практически с нуля начинали работу над проектом. Каждый день в группе ссорились, потому что у нас никак не получалось договориться между собой. И, тем не менее, каждый вечер мы выступали с отчетом.
Было очень сложно.
Даже не знаю, что было сложнее: договориться в группе между собой, когда у всех настолько разные интересы или слушать жесткую бескомпромиссную критику экспертов. И это был тоже отличный опыт - умение договориться, несмотря на не согласие с позицией оппонента.
Однако (до сих пор не пойму как) мы выступили с готовым проектом.
Защита проектов проходила в Москве в последний день школы все в том же ЗИЛе.
Наш проект назывался "Антипарк". Мы создали проект по реконструкции парка Горького в Казани. Концепция парка такова: мы хотим создать не парк, а антипарк. Антиурбанизм в городском пространстве людям необходим. Мы предложили сделать парк "дикой" зоной в городе. Дизайн парка должен быть бешеным и с первого взгляда неуправляемым. Там должны быть дома на деревьях и не должно быть бетонных дорожек, скульптур и серых клумб. При входе в парк посетители должны оставлять под ключ свои мобильные телефоны в специальных кейсах с зарядным устройствами. Человек, пришедший в парк, должен отказаться на время от города и всего, что с ним связано. Значит, придется отказаться и от wi-fi.
Другие группы решили заняться исследованиями, а не проектами. Одни назвали свое исследование "Руины", изучив как живет сейчас некогда благополучный район Екатеринбурга, где раньше стояло градообразующее предприятие, но сейчас не работает. Какие отсылки к прошлому имеют место быть при восприятии объектов инфраструктуры этого места: больницы, школы, спортивные центры и клубы, и чем эти объекты являются сейчас в глазах жителей.
Другая группа называлась "Время". Ребята построили модель потерянного времени. Они описали процесс появления ощущения потерянного времени у человека, используя для этого теорию игр. Сделал такой-то ход - потерял время. Сделал другой - сохранил.
В общем, летняя школа была очень интересной и запомнится на всю жизнь. Запомнятся лекторы, которые познакомили нас с современными подходами в урбанистике. Запомнятся организаторы, которые сделали школу приятной во всех отношениях: выбрали прекраснейшие места для проведения школы - пансионат на берегу Москва-реки, где жили лебеди и олени и Культурный центр ЗИЛ, организовали шестиразовое питание и комфортное проживание.
Запомнятся эксперты: Виктор Вахштайн, Георгий Никич, Константин Богданов, которые критиковали нас, но и помогали, придумывая вместе с нами наши проекты, предлагая разные идеи и объясняя на ходу, что есть что. Которые больше других вложили в нас знаний и эмоций.

Moscow
Мария закончила свой рассказ словами о том, что она получила не только бесценные знания в области урбанистики, но и познакомилась с креативными, умными и всесторонне эрудированными педагогами и студентами, новый опыт построения взаимодействия в группе и перспективы дальнейших научных исследований. Школа - оказалась настоящей ШКОЛОЙ и участие в ней не пройдет зря!
Желаем Марии дальнейших успехов и покорения новых научных и исследовательских горизонтов! А также, приглашаем и других студентов ИСН принимать активное участие в подобных мероприятиях!

Moscow