Новости

О значимых вехах в развитии отечественной социологии: сохранение научной и социальной памяти профессора Л. Н. Когана

news

5-6 апреля 2024 г. в г. Екатеринбурге в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина состоялась XXVII Международная научно-практическая конференция «Культура, личность, общество: актуальные проблемы развития социально-политических наук», посвящённая памяти профессора Л. Н. Когана, приуроченная к 30-летию Департамента политологии и социологии. С Приветственным словом к участникам конференции обратилась зав. кафедрой социальной философии и социологии Института социальных наук ИГУ, доктор социологических наук, профессор, выпускница отделения «научного коммунизма и социологии» философского факультета УрГУ 1988 г., возглавляемого профессором Л. Н. Коганом, Татьяна Ивановна Грабельных.

Опыт общения и взаимодействия в советский период обучения в коллективе уральских социологов задавал высокую планку для начинающих социологов, – отмечает выпускница уральской социологической школы. Осмысливая крупные рубежи в аспекте сохранения профессиональной памяти, она подчеркивает:

- В условиях укрепления и развития опорных механизмов российского общества и государства, в периоды кризиса цивилизационных смыслов является принципиально важным сохранение научной и социальной памяти тех Учёных, кто внёс значительный вклад в развитие отечественной социологии. Периоды жизни и научного творчества Льва Наумовича Когана представляют значимые вехи в развитии социологии, когда стали формироваться новые представления о человеке и его судьбе на рубеже веков.

По словам доктора социологических наук, профессора Татьяны Ивановны Грабельных, «…была установлена мемориальная доска как дань нашей памяти большому Человеку и большому Ученому – Льву Наумовичу Когану. Безусловно, это важное событие для современников, общественности, вуза и города. Чтобы можно было хотя бы на мгновение остановиться и задуматься: «Что такое человек? Человек в обществе?». В быстро меняющемся мире островки нашей исторической и социальной памяти о Человеке, его вкладе в науку, в развитие общественного пространства чрезвычайно важны. Таким образом через нашу Память мы не забываем о необходимости себя, о том, как выстраиваем и конструируем свою судьбу, связанную с судьбами других людей. А при оценке политических и экономических ситуаций, мы видим их неразрывную взаимосвязь с духовной ситуацией своего времени. Какую роль и какое место мы занимаем в сообществе с другими народами. В нашей памяти Л. Н. Коган остается как исследователь, указывающий путь в постижение гуманистических идеалов и достижение устойчивости общественного развития в условиях глобальной и постглобальной турбулентности – “познай самого себя”, “не теряй веру в себя”».

- Для нас, сегодня, это яркий пример сохранения социальной памяти, проявляемый через преемственность поколений в профессиональном сообществе, пример содружества профессиональных коллективов. В 2019 г. доцент кафедры социальной философии и социологии Е. С. Кузьмина защитила кандидатскую диссертацию в УрФУ (научный руководитель - проф. Т. И. Грабельных), включаясь в развиваемые научные коммуникации. От лица профессорско-преподавательского состава кафедры социальной философии и социологии и Института социальных наук ИГУ и лично от директора Института Ирины Александровны Журавлевой Т. И. Грабельных поздравила Департамент политологии и социологии УГИ УрФУ с 30-летним Юбилеем.

Также в рамках конференции Татьяна Ивановна Грабельных выступила с докладом «Изменение векторов профессионализации в современном вузе и специфика трудоустройства выпускников (по результатам мониторинговых исследований)». В докладе было отмечено, что в 2022 и 2023 гг. стала проявляться тенденция как на развитие универсальных и конкретных профессиональных компетенций, так и на изменение форматов взаимодействия с работодателями, когда от последних требуется проявление большей инициативы и ответственности в углублении профессионализации выпускников. В этом видится один из путей эффективной подготовки конкурентоспособных кадров в новых условиях. В качестве вывода – тезис о том, что «переход на новую модель высшего образования, безусловно, предусматривает конструирование новых моделей сотрудничества в научном сообществе, с органами власти и работодателями по высокоактуальным и востребованным направлениям и профилям подготовки, более тесную интеграцию по престижным и доступным профессиям».

 

Информация подготовлена

Социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИГУ