Новости

Факторы выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учет в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда

news

23 ноября 2023 года на площадке Общественной палаты Иркутской области состоялся круглый стол «Факторы выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учет в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда». Круглый стол проводился комиссией по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области совместно с ФГБОУ ВО «ИГУ» (Институт социальных наук, Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций). Инициатором и ответственным организатором мероприятия выступила зам. председателя комиссии по науке и образованию Общественной палаты региона, зав. кафедрой социальной философии и социологии Института социальных наук ИГУ, доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных.

В работе круглого стола приняли участие представители научно-образовательного сообщества, представители органов государственной власти и общественности (всего 54 чел.). Дискуссионная площадка проходила в двух форматах – онлайн и офлайн. Для обсуждения было предложено три блока вопросов:

А.

1.         Методология и технология проведения ЕГЭ в школах, гимназиях, лицеях Иркутской области: результаты освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования; опыт организации проведения ГИА. К чему стоит готовиться выпускникам в 2024 году?

2.         Образовательная школьная среда в выборе ЕГЭ: качество, развитие мотивации у школьников и профориентационная работа.

3.         Школьник и его семья, их роль и ответственность в выборе основных и профильных предметов для сдачи ЕГЭ.

4.         Управление школьными профориентационными траекториями выбора: реализация механизмов и практик профильного обучения (опыт профильных классов и школ в Иркутской области).

Б.

5.         Проблемы и специфика реализации современных моделей сотрудничества «Школа – Университет» (в аспекте внедрения профориентационной модели школьно-университетского партнерства).

6.         Участие вуза в выборе школьниками предметов для сдачи ЕГЭ: профпробы, дни открытых дверей, профильные школы на базе вуза, олимпиады, конкурсы и др.

В.

7.         Выбор ЕГЭ и повышение заинтересованности среди молодежи начать свою трудовую деятельность в родном регионе: роль предприятий в формировании профориентационного выбора.

8.         Необходимость анализа и прогнозирования трудовых ресурсов на региональном рынке труда для определения выбора школьниками основных и профильных предметов для сдачи ЕГЭ.

9.         Место и роль «молодой рабочей силы» в социально-экономическом развитии региона и города. Центры «притяжения» интеллектуальных и трудовых ресурсов в российских регионах (Иркутской области, СФО и др.).

10.       Динамика кадровых потребностей и решение кадровых проблем в Иркутской области: возможность карьерного роста для молодежи; стабильность компаний на рынке; интересный функционал и проч.

11.       Информационное сопровождение и популяризация востребованных профессий в период выбора школьниками основных и профильных предметов для сдачи ЕГЭ (СМИ, реклама, Интернет и др.).

Открыла мероприятие председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области, профессор кафедры «Медицинская психология» Иркутского государственного университета, доктор медицинских наук, профессор РАН, член-корреспондент РАН, директор ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Любовь Владимировна Рычкова, отметившая актуальность заявленной темы и необходимость поиска эффективных механизмов повышения качества подготовки к осознанному выбору профессии, связанных с ЕГЭ.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области, председатель Иркутского регионального отделения Союза женщин России – Областного совета женщин, кандидат педагогических наук Галина Николаевна Терентьева, акцентировав внимание на том факте, что «…в Иркутской области мощный производственный потенциал и важно правильно распорядиться этим ресурсом. Решение данных задач требует перестройки профессиональной работы в школах, и, как следствие, более целенаправленного выбора при сдаче итоговых экзаменов, которые повлияют на выбор профессии». Было высказано пожелание, чтобы «выработанные рекомендации были содержательными, выполнимыми и привели к нужному результату».

С приветствием к участникам выступила организатор мероприятия, зам. председателя комиссии по науке и образованию Общественной палаты региона, заведующая кафедрой социальной философии и социологии ИСН ИГУ, профессор Татьяна Ивановна Грабельных, обозначив основные причины определения темы на круглый стол: «…тему, которую мы вынесли сегодня на обсуждение, и за которой стоит формирование базовых потребностей и интересов общества и государства, обусловливающих интеллектуальный и социальный портрет нации, выдвижение и реализация новых инициатив в достижении устойчивого, но одновременно инновационного социально-ориентированного развития страны и регионов, освоение новых специальностей и профессий, формирующих новые векторы профессионально-отраслевой динамики и способствующих стабилизации экономики в условиях цифровых трансформаций и геополитических вызовов, все это и многое другое – сегодня и всегда было связано с индивидуальным или коллективным выбором Субъекта. Казалось бы, выбор школьниками предметов для сдачи ЕГЭ носит сугубо индивидуальный и семейно-ориентированный характер, однако сегодня этот вопрос имеет статус вопроса государственного значения. На национальном уровне определена необходимость формирования готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда, при этом под «готовностью к профессиональному самоопределению» понимается «способность человека быть субъектом своих выборов»».

На круглом столе было заслушано 7 докладов:

«Индикаторы качества подготовки к осознанному выбору профессии». Докладчик: Петрова Екатерина Фёдоровна, советник отдела оценки качества образования и организации государственной итоговой аттестации министерства образования Иркутской области.

«Инвестиционные проекты в сфере реального сектора экономики и их кадровое обеспечение». Докладчик: Какаулин Сергей Петрович, начальник управления промышленности министерства экономического развития и промышленности Иркутской области.

«О потребности регионального рынка труда в кадрах». Докладчик: Вайнштейн Максим Александрович, начальник управления анализа и контроля министерства труда и занятости Иркутской области.

«Особенности профессионального самоопределения обучающихся 10-11 классов муниципальных общеобразовательных организаций г. Иркутска». Докладчик: Высоцкая Елена Валерьевна, начальник отдела развития общего образования департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

«Участие вуза в выборе школьниками предметов для сдачи ЕГЭ: новые модели сотрудничества «Школа-Университет»». Докладчик: Журавлева Ирина Александровна, директор Института социальных наук ИГУ, зав. кафедрой государственного и муниципального управления.

«Факторы выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учет в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда (по результатам социологического опроса)». Докладчик: Грабельных Татьяна Ивановна, зав. кафедрой социальной философии и социологии, заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ».

«Формирование новых требований к системе профессионального образования в условиях выхода на новый этап развития экономики в России: анализ ситуации в Иркутской области». Докладчик: Лапина Анна Викторовна, канд. социологических наук, преподаватель кафедры социальной философии и социологии ИСН ИГУ; магистрант программы «Управление в высшем образовании Института образования Высшей школы экономики (г. Москва).

В рамках круглого стола состоялась широкая дискуссия, в рамках которой приняли активное участие: Манзула Александр Евгеньевич, член комиссии по науке и образованию и член комиссии по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию Общественной палаты Иркутской области, проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности ФГБОУ ВО «ИГУ»; Шиндяев Владислав Васильевич, член комиссии по науке и образованию и член комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области, заместитель директора Иркутского института (филиала) Всероссийского университета юстиции (РПА Минюста России), председатель исполнительного комитета ИРО «Ассоциация юристов России»; Краснова Евгения Валерьевна, руководитель регионального центра обработки информации и мониторинга ГАУ ИО «Центр оценки профессионального мастерства, квалификаций педагогов и мониторинга качества образования»; Киселев Сергей Александрович, заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области, член Общественной палаты Российской Федерации; Светлана Германовна Большещапова, директор МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 19; Марина Анатольевна Куприна, директор МБОУ г. Иркутска гимназия №1; Тамара Михайловна Гребенникова, директор МБОУ Гимназия № 44 г. Иркутска; Оксана Викторовна Прокопенко, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 39 и др.

Руководители образовательных организаций Иркутской области представили свое видение нынешней ситуации при сдаче школьниками единого государственного экзамена, познакомили собравшихся с методами профориентации в своих учреждениях.

В рамках исследования факторов выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учета в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ Иркутского государственного университета провела анкетный опрос, целью которого являлось изучение мнений населения (18+) о факторах выбора основных и профильных предметов ЕГЭ школьниками в образовательных организациях Иркутской области. Исследование проведено 18-21 ноября 2023 г. на платформе Webanketa. В опросе участвовали представители целевых аудиторий (студенты вузов и молодежь, сдававшие ЕГЭ в разные периоды; их родители, бабушки и дедушки; представители приемных комиссий вузов; педагоги городских и сельских школ; представители управлений образованием). Всего опрошено 715 чел., применена половозрастная стихийная выборка, ошибка выборки составила 3,66%.

По результатам исследования сделан вывод, что «…при принятии решений на всех уровнях следует учитывать характер, силу и масштаб влияния всей совокупности внешних и внутренних доминантных факторов, определяющих выбор школьниками предметов для сдачи ЕГЭ, и их учет в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда». Проведенный опрос позволил выявить:

«…1) дефицит возможностей у школьника в самостоятельном профессиональном самоопределении. Способность школьника быть субъектом своего выбора не реализуется в полной мере;

2) четкое видение факторов всех заинтересованных субъектов, влияющих на выбор предметов школьниками для сдачи ЕГЭ. В системе факторов влияния профессиональный фактор выступает как доминантный;

3) острую необходимость в повышении качества образовательной школьной среды в период подготовки к ЕГЭ;

4) необходимость расширения возможностей и повышения эффективности профильного обучения в школе, лицее, гимназии;

5) признание значительной роли семьи при выборе школьником будущей профессиональной деятельности как доминантного фактора профессионального самоопределения;

6) необходимость внедрения новых форм и методов работы в рамках профориентационных мероприятий, проводимых вузом. Потребность в более широком информировании о них;

7) признание важности прогнозирования трудовых ресурсов на региональном рынке труда как одного из доминантных факторов, влияющих на определение выбора школьниками основных и профильных предметов для сдачи ЕГЭ;

8) необходимость конструирования эффективных механизмов и определения путей карьерного роста для молодежи в родном регионе…».

Результаты и выводы нашли отражение в Резолюции круглого стола. По итогам обсуждения в Резолюцию вошли рекомендации участников министерству образования Иркутской области, министерству экономического развития и промышленности Иркутской области, министерству труда и занятости Иркутской области, руководителям общеобразовательных организаций, руководителям организаций высшего образования, руководителям предприятий региона (работодателям), средствам массовой информации и Общественной палате Иркутской области. Модераторами круглого стола была озвучена информация о сроках и возможности дополнения Резолюции круглого стола до 29.11.2023. С документом можно будет ознакомиться на сайте opirk.ru.

Резюмируя итоги круглого стола, организаторы и участники подчеркнули:

– «Нас интересует новая модель профессионального образования, которая учитывает новые тренды. Моя картина будущего, в том числе высшего профессионального образования, претерпевает трансформацию. Но не уходит одна составляющая – ЕГЭ. Сегодня происходит изменение его сути, оно превращается в инструмент давления на выбор учащихся. Требуется принятие новых совместных решений…» (И.А. Журавлева).

– необходимость продолжения обсуждений по данной проблеме (Л.В. Рычкова);

– общественно-значимый характер проблемы и важность консолидации усилий органов власти, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, предприятий, института семьи и общественности в ее решении (Т.И. Грабельных);

– системное решение обозначенных проблем (С.П. Какаулин).

В заключение мероприятия организаторы и участники круглого стола поблагодарили за высокий интерес к теме и возможность обсуждения острых проблем.

Информация подготовлена Социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИГУ