Новости

В День социолога на базе Иркутского государственного университета прошел Всероссийский Социологический диктант

news

14 ноября 2023 г. впервые в г. Иркутске на базе Института социальных наук Иркутского государственного университета в рамках расширения сотрудничества ИГУ со ВЦИОМ по молодежной программе «ВЦИОМ-ПРОМЕТЕЙ» была проведена общероссийская акция – Социологический диктант. Ответственным организатором офлайн-площадки на базе ИГУ выступила кафедра социальной философии и социологии Института социальных наук (зав. кафедрой, профессор Т.И. Грабельных). Социологический диктант проводился при поддержке Общественной палаты Иркутской области. Благодаря содействию волонтеров офлайн площадки активное участие в диктанте приняли студенты иркутских вузов – ИГУ, БГУ, ИрГУПС, ИрНИТУ и др.

В 2023 году диктант проходил в двух форматах – онлайн и офлайн. Ключевые офлайн площадки марафона – вузы и региональные общественные пространства. Диктант содержал 31 вопрос по теме социологии и исследований, правильно ответив на которые участник мог получить максимум 100 баллов и именной сертификат по окончанию Диктанта с количеством набранных баллов, печатью ВЦИОМ и подписью генерального директора В.В. Федорова.

Социологический диктант предоставлял уникальную возможность всем желающим студентам и исследователям проверить свои знания о социологической науке и актуальных проблемах общества в режиме реального времени. Все желающие – студенты вузов / ссузов, взрослое население (18 лет и старше) 14 ноября 2023 г. с 00:00 до 23:59 (по мск) могли подключиться к диктанту и принять участие.

Открыла мероприятие заведующая кафедрой социальной философии и социологии ИСН ИГУ, доктор социологических наук, профессор, заместитель председателя Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области, действительный член Российской академии социальных наук (РАСН) Татьяна Ивановна Грабельных: «В День социолога – наш Профессиональный праздник желаю всем новых знаний и новых горизонтов видения, новой методологии исследования, глубокого понимания социальных проблем». Выступающая подчеркнула, что современная социология через исследования выполняет общественно-значимые задачи, способствующие достижению благополучия в обществе, стабилизации экономики и принятию эффективных управленческих решений. Также было акцентировано внимание на важности формирования универсальных и профессиональных компетенций, реализуемых в своих сферах деятельности, на необходимости широкой поддержки инициативы ВЦИОМ в проведении Социологического диктанта.

С приветственным словом к участникам Социологического диктанта и поздравлением всех присутствующих с Днем социолога выступила директор Института социальных наук ИГУ, кандидат философских наук, доцент Ирина Александровна Журавлева, подчеркнув, что для того, чтобы «…реализовывать управленческие решения в интересах людей, надо быть абсолютно уверенными в правильности, грамотности и эффективности своего решения. Вот почему мы в этом зале сегодня собрали не только социологов, но и представителей бакалавриата и магистратуры всех направлений, которые есть в нашем Институте – «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа», «Менеджмент», «Социокультурная деятельность». Сегодня знание основ социологии, это не просто обязательный минимум, это фундаментальная база вузовского образования. У меня сегодня есть еще и почетная миссия, наши студенты-социологи и студенты других направлений проходят производственную практику, в том числе и в органах власти. И наши партнеры из Экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в лице руководителя Янкова Юрия Петровича сегодня направили в адрес директора Института социальных наук ИГУ поздравительные слова и благодарность нашим студентам, которые проявили и свой интеллектуальный потенциал, и свои исследовательские навыки во время прохождения практики». От Ирины Александровны Журавлевой прозвучали поздравления с праздником и пожелания успехов в образовательной и в профессиональной деятельности.

Директор Института напомнила об историческом аспекте данного профессионального праздника, о том, что этот день 14 ноября был выбран совсем не случайно: «…в далеком 1901 г. в знаменитой Парижской Сарбоне именно в этот день начала свою работу Российская высшая школа общественных наук, у истоков которой стояли наши соотечественники, чьи имена навсегда вписаны в историю социологии, – Петр Лавров, Николай Кареев, так что первый день работы этой высшей школы, по сути, это начало вузовского социологического образования». По словам выступающей, «…мы приняли с радостью предложение Всероссийского центра изучения общественного мнения провести в этот праздничный день Социологический диктант».

С приветствием к участникам социологического диктанта выступила директор Исследовательского центра «SMP Research» Дина Александровна Маркова, которая поздравила всех присутствующих с профессиональным праздником. По словам руководителя регионального социологического центра, «… сейчас, когда я смотрю на вас, я вижу будущих профессионалов, будущих руководителей, будущих социологов, преподавателей. Социологический диктант – это инициатива ВЦИОМ и мне очень нравится этот диктант, потому что он популяризует нашу профессию и отдает ей должное. В прошлом году я проходила этот диктант, чтобы понять, что осталось у меня от знаний о социологии, полученных в процессе обучения в вузе. Несмотря на то, что 20 лет я никак не касалась теоретической социологии, по итогам диктанта мои знания сохранились на твердую четверку. В этом огромная заслуга, в том числе и профессорско-преподавательского состава Института социальных наук ИГУ. Я желаю вам сегодня от этого мероприятия получить искреннее удовольствие и любопытство, чтобы понять – где вы сейчас, каков ваш уровень и глубина вашего знания об обществе в данный момент. В целом, я желаю Вам в жизни и в вашей профессиональной деятельности приятных открытий, интересных знакомств, профессионального роста и просто всего самого наилучшего».

Также с приветственными словами к аудитории Социологического диктанта обратились директор Благотворительного фонда «Оберег» Александр Владимирович Соболев и представитель ООО «Газпром добыча Иркутск» Юлия Анатольевна Давыденко.

С музыкальным приветствием к участникам диктанта выступил лауреат Всероссийских конкурсов Максим Баинов, который исполнил две эстрадные песни.

Перед началом диктанта прозвучало видеообращение генерального директора ВЦИОМ В. В. Федорова.

Модератором офлайн площадки Социологического диктанта на базе ИГУ Грабельных Т. И. была озвучена информация о том, как принять участие в Диктанте: перед тем, как приступить к прохождению диктанта, участникам было сообщено, что ВЦИОМ проводит конкурс в социальных сетях на лучшую публикацию – для этого нужно написать пост о Диктанте, отметить ВЦИОМ и поставить хэштег #ВЦИОМ_Соцдиктант. Тройку победителей ждет набор призов с мерчем ВЦИОМ и набор книг с подписью В.В. Федорова. Отдельное внимание в рамках встречи было уделено основным правилам участия в Диктанте, что участвовать может любой человек, у которого есть гаджет, ноутбук и интернет. Отмечено, что нужно перейти на сайт dict.wciom.ru по QR-коду или вбив адрес сайта в поисковую строку в интернете. Затем пройти быструю регистрацию, указав номер телефона и код, который придет на электронную почту, заполнить данные для личного сертификата. Участникам Социологического диктанта на иркутской площадке при регистрации на сайте необходимо указать в личном кабинете код площадки – 102. Социологический диктант предусматривал ответ на 31 вопрос в течение 45 минут, по его окончанию, результаты были доступны в личных кабинетах участников. По завершению диктанта участники имели возможность скачать сертификат.

После регистрации на сайте участники диктанта приступили к ответам на вопросы. Следует отметить, что диктант в онлайн формате продолжался в течение всего дня.

По итогам социологического диктанта на иркутской площадке в ходе дискуссии участниками были выбраны самые интересные и трудные вопросы.

Самыми трудными вопросами, по мнению участников диктанта, стали:

1.    Александр посвятил свою курсовую работу изучению факторов, влияющих на размер заработной платы у совершеннолетних респондентов. Анализируя полученные данные, он пришел к выводу: чем больше размер ноги респондента, тем выше его заработная плата. Какую из перечисленных переменных Александр не учёл в регрессии?

2.    В социологии, как и в любой другой области знаний, постоянно возникают новые слова. Как Вы думаете, что такое «технобиография»?

3.    Потребители требуют от брендов заявлений об их социальной позиции, например, по вопросу об израильско-палестинском конфликте. Бренды используют свою позицию по социальным и политическим вопросам, например, экологическим или связанным с правами меньшинств, как элемент маркетинговых коммуникаций. Как называется это явление?

4. Когда Андерсен, Хьюз и Шэррок исследовали работу и досуг менеджеров среднего звена в британской компании «Leisure Time Catering», один из исследователей шесть месяцев записывал на магнитофон совещания и разговоры, которые впоследствии стали объектом анализа. Какой метод был применен при анализе этих записей?

Самыми интересными вопросами участниками диктанта были выделены следующие:

1.    В свой первый поход к стоматологу маленький Петя потерял 20% своих молочных зубов, а во второй общие потери составили уже 30%. Как вы думаете, как мама Пети, работающая социологом, правильно опишет рост беззубости своего мальчика?

2.    Американский социолог Чарльз Райт Миллс сказал: «…– это в конечном счете тень, отбрасываемая деньгами и властью». Вставьте пропущенное слово.

3.    Философ и теолог Джон Капуто анализирует современные формы религиозности западного общества на примере одного популярного фильма. В нём представлены все формы традиционной религиозности: борьба между Царством Божьим и Князем тьмы; Мессия, обладающий силой; члены религиозного ордена. Сам фильм – не более чем вариация классического мифа, где герой сражается с таинственным злодеем, а тот оказывается его родным братом или даже отцом. О каком фильме идет речь?

4. Индивидуальный предприниматель МРЯКА иногда привлекает БРЯКУ считать ШПАНЯВОЧЕК, а иногда — писать ФАНФИРИКИ. БРЯКА за свою работу получает в конверте ШПУРГУНДЕЛИ, а все его отношения с МРЯКОЙ строятся на доверии —последний может заплатить, а может не заплатить. Какой из следующих терминов лучше описывает их трудовые отношения?

5. Алина работает ведущей «магазина на диване» на одном из телеканалов. Ее задача – продать как можно больше рекламируемой продукции, не взирая на её неоправданно высокую стоимость и плохое качество. К какому виду бредовой работы можно отнести деятельность Алины, согласно теории американского антрополога Дэвида Гребера?

Своими впечатлениями и мнением о социологическом диктанте, приуроченном к Дню социолога, поделились участники диктанта – студенты 3 курса направления «Социология» Института социальных наук ИГУ.

Мария Долголенко и Владимир Неруш отмечают: «…очень радует тенденция распространения социологических знаний среди населения нашей страны: социологический диктант был направлен не только на социологов с профильным образованием, но и на всех желающих. В ходе диктанта была возможность проверить уровень своих знаний, оценить общую эрудицию в сфере социальных коммуникаций и методологии. В диктанте были представлены очень интересные вопросы, которые заставляли задуматься и помыслить относительно проблем современного общества, его законов и процессов».

По словам студентов Андрея Злыгостева, Юлии Кривенцовой и Вероники Благодаровой: «…проведение Социологического диктанта в День социолога представляет собой отличную возможность для всех заинтересованных лиц проверить свои знания в области социологии, узнать что-то интересное, расширить свой кругозор и обогатить свои знания об обществе и социальных процессах. Такое событие способствует мощному профессиональному и интеллектуальному росту, а также служит стимулом для дальнейшего самообразования и постоянного обновления знаний об обществе. В целом, проведение Дня социолога и Социологического диктанта является для нас значимым событием для развития социологического мышления и активного участия в анализе общественных явлений и процессов».

По мнению Софьи Кадниковой, Ксении Аносовой и Олеси Захаренко: «…Социологический диктант является отличной инициативой для привлечения внимания к социологической отрасли науки и значению ее результатов для общества. Это мероприятие способствует повышению общественного интереса к социологии, а также помогает популяризировать знания и методы этой науки. Организация Социологического диктанта также способствует формированию сообщества социологов, обмену опытом и знаниями, а также созданию платформы для обсуждения актуальных проблем и вызовов, стоящих перед современной социологией».

Студентка 3 курса направления подготовки «Социология» Татьяна Карпачева так характеризует свой опыт участия в диктанте: «…Социологический диктант – это интересный и познавательный опыт, который позволил мне лучше понять и углубить свои знания в области социологии. Диктант был составлен профессионалами своего дела и содержал вопросы разного уровня сложности, отражающие современные аспекты развития социологической теории и социологического анализа».

Резюмируя итоги Социологического диктанта, организатор иркутской офлайн площадки Татьяна Ивановна Грабельных отметила: «Для нас это был первый опыт организации просветительской акции в таком масштабе. Благодаря действиям организаторов и волонтеров диктанта, нам удалось привлечь к его прохождению более 300 чел., работало одновременно более 35 волонтеров. Особые слова благодарности Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области за поддержку данного мероприятия. Признательны представителям вузовской общественности за содействие в привлечении участников Социологического диктанта. Также благодарим представителей ВЦИОМ за организационную поддержку. Надеемся на продолжение и развитие сотрудничества с Всероссийским центром изучения общественного мнения».

 

Информация подготовлена Социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ»