Введение

 

Введение.

   Время, является существеннейшим фактором человеческой жизни. С рождения ребенок сталкивается со временем. Сначала простой физиологический ритм, связанный с режимом питания и сна, естественной сменой дня и ночи. Позднее -- представление о возрасте, временной последовательности событий, понимание прошлого, современного, будущего, формирование отношения к культурным традициям и общественным идеалам. Время — это повседневный ритм нашей жизни, сверяемый с часовым механизмом, который напоминает о себе в виде истории, вопроса смысла и полноты жизни. Не случайно живуча мудрая сказка о потерянном времени, ставшая универсальным символом к многотомному циклу Марселя Пруста “В поисках утраченного времени”.

   История культуры знает множество способов определения времени. Известна не только способность людей ориентироваться во времени по солнцу и звездам, ежедневным и ежегодным циклам природы, но и приспосабливаться к природным ритмам жизни, освещению истории человеческих поколений и составляющих ее социальных событий. Таковы королевские саги скандинавских народов. Человек в саге — звено в цепи поколений. Поколения сменяют одно другое, подобно тому как сменяются времена года. В поколениях возможно появление людей по всем подобных предкам: передаются родовые традиции, семейные святыни, родовые имена и т, п. Время — не только цикличность, основанная на восприятии природы, но и генеология исчисления, связанная с человеческими деяниями. Саги повествуют, где ничего не происходит, там нельзя и говорить о времени, потому что его просто невозможно заметить. В определении времени переплетались природные черты. Способ определения, измерения времени, в основе которого лежат астрономические циклы знаком издревле. Его можно обнаружить и в основе астрологии, и в основе древней медицины, и в хозяйственной деятельности далеких предков. Ориентированность человека на астрономические циклы связана с биологическими ритмами жизни, сформированными естественной окружающей средой. Отрыв от окружающей природной среды мог привести к рассогласованности астрономического и биологического ритмов. Так, исследования психологов и многочисленные свидетельства очевидцев показали, что человек, длительный период находясь в темном помещении и лишенный возможности наблюдать смену дня и ночи, или фиксировать ее с помощью часов, постепенно вырабатывает собственный суточный ритм, индивидуальный и отличный от обычного.

   Проблема рассогласованности астрономического и биологического времени возникает и при перелетах из одного часового пояса в другой, вызывает ощущение дискомфорта и усталости. Но еще более остро рассогласованность отражается на ритме жизни вследствие развития средств сообщения, массовой коммуникации, общей интенсификации производственных процессов, колоссальных объемов информации и т. п. приводящих к ускорению. Не всем оказывается под силу мобильная перестройка. Зачастую из-за физической невозможности люди пожилого возраста с огромной психологической нагрузкой не поспевают за интенсификацией жизни. Но это не под силу и молодежи. Неврозы, депрессии, психические расстройства, ставшие неотъемлемой чертой современного цивилизованного общества — результат своеобразной аритмии, возникшей из-за сложности быстрого согласования индивидуального и социального ритма жизни. Недаром еще во времена Жан Жака Руссо привольная и спокойная деревенская жизнь рассматривалась как лекарство от городской суеты.

   Появление социальных ритмов, отличных от биологических, связано с возникновением таких форм человеческой жизни, которые буквально вырывали человека из его природного состояния. Формирование цивилизаций, процесс социальной дифференциации, то есть расслоенности, вызванный уже элементарными формами разделения труда, ввел в жизнь людей простейшие социальные величины, измерения времени: первые календари земледелия у земледельцев, где ориентирами во времени становились праздники сбора урожая и т. п. Ведь еще до Петра 1 новый год на Руси праздновали осенью — в сентябре, по старому земледельческому календарю: новый урожай — новый год. Праздники играли особую роль в измерении времени. Всякое серьезное событие, если оно имело повторяющуюся цикличность, сразу же становилось достоянием календаря. Время не сливалось в простую бесконечность чередований дня и ночи, времен года. В эпоху язычества неукоснительно соблюдался обычай устраивать пиры и жертвоприношения, чтобы в будущем — год и урожай были богатыми, плодородными и т. п. Полагали: без пиров новый год может вообще не наступить, то есть не будет и нового урожая. Встреча нового года и по сей день осталась символом воздействия на время и определение его качества. Праздники регламентировали и организацию ведущих форм труда, обусловленную на первых порах особенностями природных условий, географических зон и т. п. Восточные славяне приняв христианство приспосабливали христианство к древним земледельческим праздникам, то есть к сложившемуся на территории их расселения трудовому и бытовому ритму жизни.

   Время выполняло организующую функцию. Замечалось и фиксировалось время только тогда, когда человек сталкивался с его исчезновением: уходил день и на смену наступала ночь; весна постепенно сменялась летом бурным ростом природы, а лето сменялось осенью — обилием урожая и плодов, заканчивался год, время труда сменялось праздниками и т. д. Само понятие время используется в том числе и нынешнее летоисчисление, используется для определения ритма жизни, событий и т. п. Понятие время, в том числе и летоисчисление появилось в культуре Европы только вместе с христианством. Теоретическая разработка христианской концепции времени принадлежала перу Святого Августина, отмечавшего, что время трудноуловимо, изменчиво, характеризует конечную человеческую жизнь в противоположность вечности. Остро чувствуется время, когда оно проходит или его не хватает. И как мечущийся Фауст просит у Мефистофеля только одного: почувствовать вкус времени. “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!” — восклицает Фауст, желая удержать время, ускользающее от человека, людей, наполнить его жизнью, и есть отношение к времени как ценности, без которой жизнь не мыслима.

   В современной социологии есть направление, которое называется социология свободного времени или социология досуга — это отрасль социологии, изучающая поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребностей в отдыхе (рекреации), развлечении, общении, развитии личности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, “индустрии досуга”. Однако говорить о нем, не имея представления о том, что такое время вообще и социальное время в частности невозможно. Поэтому наш курс предполагает ознакомление не только с вопросом, что такое свободное время? Но и с тем. Что такое время вообще?

 
 

Содержание.