Лекция 9

Лекция 9.  Программа исследования.

 

 

   Общая характеристика информации и методов ее получения

   Программа исследования есть теоретически-методическое и организационное обоснование и описание исследования. 15 ходе исследования программа дополняется фактами, вы­водами, а также оценкой предусмотренных в ней и выпол­ненных действий, т. с. становится отчетом. Программу, от­вечающую необходимым требованиям, можно считать само­стоятельным научным вкладом, а ее публикацию, по выра­жению В. А. Ядова, «передачей лицензии па производство научных выводов».

   Вопрос о программировании конкретного исследования времени был нами поставлен па конференции в Новосибир­ске в 1969 г., затем были изложены требования к программе исследования и содержание программы. Здесь мы только подчеркнем некоторые основные положения и отметим ряд дополнительных моментов.

   Исследование может иметь явно выраженную практиче­скую или теоретическую направленность, но в обоих случаях результаты могут стать основой управляющих решений, т. е. действий, связанных, как правило, с материальными и тру­довыми затратами, поэтому отсутствие программы исследова­ния дорого обходится в прямом и переносном смысле. Можно назвать несколько наиболее существенных следствий, вызванных отсутствием хорошо разработанной программы.

    1.       Сугубо локальный характер результатов.   Отсутствие должного изучения опыта и результатов других обследований в этой области не позволяет решать вопрос о достовер­
ности, случайном  или  закономерном  характере полученных
результатов.   Следовательно,  нельзя   с полным   основанием делать ни практические   предложений,    ни   теоретических
обобщений.

    2.       Растянутость   сроков   исследования из-за     отсутствия пли нечеткости задач и гипотез, стихийности в проведении расчетов; недостаток или избыток полученных  сведений.

   3.       Трудность или невозможность сравнения с результа­тами другими обследований, особенно последующих, из-за методических расхождений или отсутствия описания мето­
дики.

  Наличие хорошо разработанной программы является не­обходимым условием получения объективных результатов исследования..

   Исследование времени, как и любое научное исследова­ние, можно разделить на несколько этапов:

    1) теоретически-методический (разработка программы исследования);

    2) ор­ганизационно-информационный (сбор информации, собст­венно обследование);

   3) вычислительно-аналитический (об­работка и анализ полученных материалов). Некоторая специфика, обусловленная предметом исследования, не оказывает существенного влияния на структуру самого ис­следования. При хорошо организованном исследовании его календарное время распределяется по трем основным этапам примерно как 5:1:4. Совокупное время имеет несколько иное распределение за счет увеличения доли самого сбора инфор­мации. Обычно же доминирует вычислительно-аналитический этап. Происходит это или из-за невнимания к подготовке про­граммы, принижения ее значимости или из-за слабого про­граммного обеспечения и недостаточности ресурсов вычис­лительной техники. В целом при изучении использования времени пока преобладали обследования вместе с обработкой данных.

   Один из центральных моментов программы — это форму­лирование проблемы и вытекающих из нее целей и задач исследования. Можно сказать, что первые обследования бюд­жетов времени начала 60-х годов проводились с целью сбора информации об использовании времени до и после перехода на сокращенный рабочий день и отчасти для сопоставления с данными 20—30-х годов. Проблема впервые дала о себе знать несколько позже, когда были сделаны выводы о том, что эффект от сокращения рабочего дня далеко не совпадает с ожидавшимся. Эта общая проблема — путей и способов сокращения рабочего и увеличения свободного времени, их рационального использования — нашла затем отражение в целом ряде частных проблем и вопросов. Справедливости ради следует сказать, что подобная проблемная ситуация встречалась еще в конце 20-х — начале 30-х годов, когда также происходило сокращение рабочего дня. Нередко ис­следования связывались с так называемой проблемой свобод­ного времени, довольно неопределенно формулированной и служившей своего рода ширмой, за которой было лишь эмпи­рическое обследование с единственной целью — получить некоторый фактический материал.

   Современная наука характеризуется переходом к комп­лексным исследованиям с участием специалистов разных областей знания. В области изучения времени необходимость в таком переходе особенно очевидна, ибо проблемы здесь представляют собой узел, в котором сплетаются вопросы раз личных отраслей науки и практики, и только комплексный подход дает возможность их успешного решения. Комплекс­ный подход требует определенной централизации исследова­ний с позиций общей для всех исследователей данной про­блемы цели, достаточно конкретно сформулированной и структурированной в отношении общих принципов организа­ции, методов исследования, объектов и т. д.

   К числу реальных проблем, потребовавших исследования времени, относится слабое знание о влиянии условий жизни, характеристик населения па деятельность, образ жизни, на изменение бюджета времени, продолжительности и структуры затрат времени на виды деятельности, участие (неучастие) к которых сказывается на развитии человеческих качеств, эффективности труда. Другой стороной этой проблемы явля­ется определение наилучшего структурного времени, т. е. та­кого распределения времени общества па каждом этапе ого развития между основными видами труда, деятельности в целом, а также между социальными, демографическими, тер­риториальными группами, которое бы обеспечивало наиболь­шую эффективность всей социальной деятельности, меньшие затраты живого и овеществленного труда на производство необходимых предметов, услуг, соответствующих по коли­честву и качеству потребностям людей и производства.

   Основной проблемой, которая непосредственно решалась в исследованиях, можно назвать взаимосвязь условий жизни и деятельности, а также оценку возможностей пока­зателей времени в статическом и динамическом анализе. Эта проблема возникает из необходимости планирования и прог­нозирования социально-экономических процессов, учета этой взаимосвязи и применения показателей времени при разра­ботке планов экономического и социального развития.

   Проблема находит отражение в задачах исследования, ко­торые можно объединить в четыре группы: получение фак­тов, их описание, объяснение и прогноз. По море развития исследований акцепт постепенно переносится с первого вида задач па последний, хотя все они остаются актуальными для любого крупного исследования.

  В отношении бюджетов времени задача объяснения по­ставлена сравнительно недавно. Она состоит в определении основных факторов, обусловливающих использование време­ни, выявлении связей между отдельными затратами времени и тенденций их изменения, а также выявлении закономер­ностей изменения содержания и структуры затрат времени на отдельные виды деятельности у различных групп насе­ления, причем речь идет не только о локальных, частных связях, но и об общих тенденциях, устойчивых связях, законо­мерностях. Это знание позволяет вести расчет перспективных бюджетов времени для отдельных групп населения при пла­нируемых условиях труда и жизни, прогнозировать величину и содержание основных затрат времени, а также балансы времени. Такие прогнозные расчеты необходимы при разра­ботке мер по сокращению рабочего времени, изменению ус­ловий жизни, при проектировании и создании материально-пространственной среды жизнедеятельности (планировке и определении норм обеспеченности населенных пунктов и т. д.).

  Помимо теоретической и практической актуальности, за­дачи должны быть достаточно конкретны (сформулированы в терминах и понятиях, имеющих непосредственный «вы­ход» в методику сбора и анализа информации) и реальны (обеспечены ресурсами, методами).

  Общие задачи программы должны в основном исчерпывать тему, раскрывать и решать проблему. Из них могут быть выделены те задачи, которые решаются непосредственно данной исследовательской группой (самостоятельно или в сотрудничестве с другими исследователями). Это позволяет представить предмет исследования по возможности системно, использовать информацию и выводы прошлых (и будущих) исследований, проведенных по этой или смежной проблема­тике, в том число другими   исследовательскими   группами.

  Программа обычно предусматривает решение нескольких актуальных для отдельных объектов (регионов, поселений, предприятий) задач, находящихся в кругу общих задач ис­следования. Это позволяет получить необходимую организа­ционную, а возможно, и материально-финансовую поддержку на местах, а также способствует практическому внедрению идей исследования, их проверке. Не исключена в таком слу­чае и более глубокая проработка отдельных важных вопро­сов па фоне общего исследования.

  Включение в программу пункта о повторении (или прямом продолжении) данного исследования через промежуток вре­мени, определенный на основе имеющихся знаний о дина­мике изменений бюджета времени в целом или отдельных видов деятельности, а также изменений характеристик субъ­екта и условий жизни. Это требование повышает значимость вторичного анализа данных, собранных ранее. Пока нет об­щего мнения о продолжительности периода между повтор­ными обследованиями: называются и 8, и 10, по чаще 5 лет. Исследовательская практика тоже дает разные цифры. По нашему мнению, для общих обследований времени при от­сутствии каких-либо коронных изменений субъекта пли ус­ловий жизни минимальным периодом следует считать 8—12 лет. Более частое проведение таких обследований является неэффективной затратой ресурсов. Частные обследования могут проводиться и через меньший отрезок времени, однако лишь в период наиболее быстрого развития субъекта, изме­нения условий его жизни. Например, в городе, где разраба­тывается и реализуется план социально-экономического развития, общие обследования бюджетов вре­мени лучше проводить раз в 10 лет (лучше всего, видимо, в год, непосредственно предшествующий переписи населения, ис­пользуя при проведении и анализе рабочие и окончательные материалы переписи), а частные — внутри этого периода, с разным временным интервалом в зависимости от остроты проблем и необходимости оценки эффективности мер по их решению ".

    Тщательно разработанная программа, учитывающая прош­лый опыт и перспективу исследований, по нашему мнению, даст возможность в будущем «вернуться к исходным данным с более широкой или уточненной методикой»12, с новыми со­держательными или методическими задачами. Поэтому даже простое фиксирование всей организационно-методической сто­роны исследования приобретает особое значение. Но лучшим вариантом является специальный раздел в программе (анализ самого исследования), который имеет неоценимое значение для быстрого и эффективного накопления исследовательского опыта. Этот опыт есть общественное достояние. Однако по зафиксированный, не описанный, по подвергнутый анализу, он реально достоянием не становится, а остается, постепенно теряясь, лишь у конкретных исследователей, нередко прояв­ляясь в как бы интуитивных решениях.

  Руководствуясь этими принципами, в научном отчете мы старались возможно полнее представить инструментарий, описать подготовку   и   ход исследований    1971—1972 гг. в г. Рубцовске, что существенным образом облегчило проведение обследований сельского населения Новосибирской области 1975—1976 гг. и повторного обследования в Рубцовске в 1980 г. Кроме того, появилась (и была нами неоднократно-использована)   удобная возможность    ознакомления других исследователей, особенно начинающих, с достаточно    кон­кретными, реальными, проверенными на практике методиче­скими материалами. Накоплению, обобщению и реализации коллективного исследовательского   опыта могут способствовать организация регулярных рабочих встреч, издание тема- тических сборников и обобщенных методик, а также продол­жение публикации справочно-информационных сборников остающихся пока единственными в своем роде в нашей со­циологической литературе.

   Программа первого рубцовского исследования в дальнейшем совершенствовалась и уточнялась, дополнялась новым; содержанием (принципы и методика формирования выборочной  совокупности   для   обследования сельского населения,! направления анализа бюджетов и балансов времени, особенности повторного обследования бюджетов времени, прогнози­рование бюджетов и балансов времени). В конечном счете проведенная работа послужила основой для программы комп­лексного регионального динамического исследования рабочего и внерабочего времени, которую предполагается закончить к повторному обследованию  сельского населения Новосибир­ской области и к уже третьему обследованию в г. Рубцовске и, видимо, еще в нескольких городах разного типа. Она по­зволяет, по нашему мнению, осуществить исследование любой профессиональной социологической группе, не специализирующейся на обследованиях бюджетов времени.

   Состав информации, которую требуется получить в ходе исследования использования времени, зависит от цели и задач, сформулированных в программе. Однако необходимо подчеркнуть, что информация любого конкретного исследо­вания в этой области должна быть трех видов и отражать: а) субъект деятельности («владельца» времени), в том числе его ценности, мотивы и т. д.; б) собственно использование времени, или деятельность, измеренную временем; в) усло­вия использования времени, условия жизнедеятельности дан­ного субъекта или группы населения.

 

   Субъект, выборочная совокупность.

   В анализе бюджетов времени используются демографические, производственные, территориальные, социальные характеристики выборочной совокупности. При расчете балансов времени, экстраполяционных и взвешенных расчетах средних затрат, бюджетов необходимы и соответствующие данные о генеральши сово­купности (субъекте, группе населения). Совокупность и кон­кретные значения показателей определяются исходя из цели п задач исследования, а также возможностей информацион­ного обеспечения. Например, при отсутствии данных о рас­пределении населения города по всем социальным группам анализ может вестись по некоторым из них. Для построения п анализа балансов времени типов сельских поселений нами бралась структура занятости населения и работающих исхо­дя из выделенных подсистем.

   Использование времени, деятельность. В качестве пока­зателей, характеризующих собственно использование вре­мени, применяются номенклатура затрат времени и одна пли несколько структур бюджета времени, показатели продол­жительности, частота встречаемости и регулярности видов деятельности, качественные характеристики затрат времени. Кроме этих показателен, рассчитываемых на основе листов записи, используются также частота занятий и посещений, оценки, мотивы из оценочной части анкеты и совокупные затраты времени, получаемые на основе листов записи и ста­тистических данных о субъекте, группе населения. Набор качественных характеристик зависит от цели и задач иссле­дования, от методов получения данных об использовании времени, квалификации участников обследования, уровня об­разования респондентов. Тем не менее следует повторить, что обследование бюджетного типа располагает принципиаль­ной возможностью получения количественных данных о та­ких субъективных характеристиках, как основная функция (назначение) занятия, мотив занятия, полезность занятия с разных точек зрения, отношение к занятию, влияние на психофизиологическое, эмоциональное состояние и др., но говоря уже о получивших достаточно широкое распростра­нение характеристиках моста, окружения, совмещения за­нятий, их положения в суточном, недельном цикле.

 

   Условия жизни.

   Показатели условий жизнедеятельности должны отражать условия разного уровня: индивидуально-семейные, коллективные, поселенческие, региональные. Пер­вые необходимы в любом анализе, данные об условиях остальных уровней необходимы в зависимости от уровня субъекта или исследуемых групп населения. Например, при сравнении бюджетов времени работников нескольких пред­приятий одного города не обойтись без коллективных усло­вий, а при сравнении средних бюджетов времени жителей нескольких городов или сел одной области нужны сведения о поселенческих условиях. Пока же, как правило, уровень условий является заметно более общим, чем уровень субъекта или изучаемых групп. Данные об использовании сво­бодного времени приводятся по отдельным предприятиям или группам предприятий ряда городов, а данные о мате­риальной базе — по области в целом или по стране. В луч­шем случае динамика бюджета времени сельского населения области сопровождается сведениями об изменении условий жизни сельского же населения, по преимущественно по республике вцелом .

   До последнего времени сравнительный анализ па материа­лах проведенных обследований был практически невозможен из-за отсутствия данных об обследованной совокупности лю­дей и условиях их жизни.

  Выражением совокупности поселенческих или региональных условий может выступать тип населенного пункта, ре­гиона, полученный в результате типологии с учетом основных условий жизни и отчасти характеристик населения.

  Все эти данные необходимы для фиксирования использования времени, объяснения, оценки и прогнозирования как дифференциации в использовании времени разными субъектами, так и тенденций изменения в использовании времени в ходе общественного развития, изменения субъек­тов. Даже динамика показателей времени мало что дает, если они не включены в «общую структуру социальных по­казателей». В таком случае необходимость сведений о субъекте деятельности, условиях его жизни становится еще более острой, ибо обнаруженные изменения нужда­ются в объяснении; выявить причинные связи в рамках только бюджета времени, временных показателей нельзя. Отметим, что объяснению различий в использовании вре­мени должны предшествовать унификация (приведение) структуры бюджетов времени, балансов и их вычисление па едином базовом периоде (дне или неделе). Для этого необ­ходимы достаточно подробные таблицы бюджетов времени и некоторые другие материалы (анкеты, инструкции), ко­торые, как правило, не публикуются.

   Источниками описанной выше информации являются:

   1) материалы статистической отчетности, единовременного учета и обследований (например, самофотографии рабочего времени,   продолжительности   времени  отпуска,   доходов   и расходов и др.);

  2) сводные справки и текущая информация, имеющиеся в местных органах, на предприятиях, в учреж­дениях;

  3) рабочие материалы переписей населения (схема юрода, разбивка на участки и т. д.);

  4) материалы специ­альных обследований, а точное, непосредственно опрашива­емые люди;

  5) литературные источники.

Методами получения данных о субъекте и об условиях: жизни являются:

 1) изучение статистической отчетности отдела кадров и других сводных материалов, имеющихся в соот­ветствующих органах управления;

 2) заполнение специ­альных форм на выборочную совокупность предприятий и учреждении;

 3) заполнение анкет выборочной совокуп­ностью «представителей» субъекта.

   В городских исследованиях сбор основной информации осуществляется в ходе трех обследований. Сплош­ное обследование предприятий и учреждений имело целью получение информации о номенклатуре, размещении, ха­рактеристиках учреждений. Для изучения использования времени  это важно тем, что дает возможность более точно распределить всех работающих по видам деятельности (сфе­рам, отраслям), заполнить схему функционального баланса труда, оценить обеспеченность разных видов индивидуаль­ной деятельности соответствующей «обслуживающей» дея­тельностью, а также фондами. Кроме того, это дает необхо­димую информацию для соотнесения использования времени и материально-пространственныых условий отдельных видов деятельности, для разработки и оценки пространственно-временной структуры города или группы сельских поселе­ний. Эта структура может совершенствоваться при рекон­струкции города или группы поселений. В сельском исследовании уточняются формы поселений, учреждений и предприятий, а сведения о целодневном использовании рабочего времени могут быть получены из анкет и отчетов колхозов и совхозов.

   Если стоит задача построения баланса совокупного фон­да времени, то из-за отсутствия необходимых статистиче­ских данных возникает потребность в специальном обследо­вании использования целодевного фонда рабочего времени, изучения совокупности предприятий и учреждений, категорий работников, среди которых проводятся само­фотографии рабочего времени. В рамках исследова­ния такое обследование проводится на выборочной сово­купности предприятий и учреждении всех отраслей произ­водственной и непроизводственной сфер, среди всех категории персонала с учетом пола в течение календарного года.. Оно повторяется по сокращенной про­грамме через год. А затем проводится  сплошное обследование продолжительности отпусков, рабочего дня, а также исполь­зуемых режимов работы. Помимо обследования рабочего времени, данные об использовании времени получались в хо­де бюджетного обследования путем заполнения анкет и ли­стов записи.

   Метод бюджетов времени в его полном значении пред­ставляет собой декретирование времени и позволяет пока­зать не только продолжительность, но и последователь­ность, место в суточном цикле, суточную частоту и другие признаки затрат времени (видов деятельности). Однако часто метод бюджетов рассматривается в его сокращенном виде, только как распределение фонда времени по видам деятельности. Разные подходы находят свое проявление в инструментарии и организации обследований. Предпочте­ние более конкретному или более общему пониманию бюджетного метода обусловливается задачами обследования и содержанием информации, которую требуется получить в соответствии с задачами. В наиболее общем своем виде метод бюджетов времени применяется не столько при получе­нии информации, сколько при ее представлении в резуль­тате обработки и анализа. Поэтому целесообразно разграничивать метод бюджета времени как метод получения пер­вичных данных и как метод или форму их представления в результате анализа и обработки.

   Обычный анкетный опрос пригоден для изучения вре­мени в довольно ограниченной степени. Например, вопрос о ценности свободного времени. Он много уступает бюджетному методу и даже вопросу о желаемом использовании свободного времени. Выявлено значительное расхождение данных о продолжительности рабочего време­ни, времени отдельных занятий, полученных бюджетным и анкетным методами.

   Следует подчеркнуть, что сам метод бюджета времени значительно затрудняет сознательное искажение информа­ции со стороны респондента. Можно сказать, что другую, «лучшую» информацию респондент может дать «в следую­щий раз», но только соответствующим образом изменив свое поведение. Искажению информации препятствуют наличие регламентированных эпизодов (начало работы, продолжи­тельность киносеанса, телепередачи и т. д.), непрерывность занятий (времени), постоянная продолжительность суток и др. Конечно, все это не гарантирует абсолютной точности сведений об использовании времени, но, как показывав! отечественный и зарубежный исследовательский опыт, де­лает сведения значительно более точными, чем при обыч­ном анкетном опросе об использовании свободного времени. Большинство исследователей, применявших анкетный и бюджетный метод в изучении времени деятельности, отдают предпочтение бюджетному методу, как нейтральному по своей природе, позволяющему охватить ситуацию, жизне­деятельность в целом, с учетом влияния окружающей сре­ды, нанужном уровне и дающему гораздо больше, чем обычная запись событии, как «исключительно важному ин-струменту социального исследования». Недостатки же этогo метода, отмечаемые рядом авторов, являются скорее не­достатками его применения.

   Заполнение листа записи считается более трудным, чем обычной анкеты. Однако увеличение ценности времени, по­вышение уровня образования и культуры, распространение микрокалькуляторов (а в будущем и специализированных приборов для учета времени, потребленной и затраченной анергии), но говоря уже о достоинствах самих показателей для науки и практики, будут способствовать широкому рас­пространению этого метода как в научных исследованиях, так и в организации повседневной деятельности.

   В исследовании времени, наряду с бюджетными данными, целесообразно использовать совокупность анкетных вопросов. Данные, полученные двумя способами, в сочетании с ана­лизом статистических данных, мнением специалистов могут  обеспечить надежность сделанных выводов как о фак­тическом, так и о желаемом использовании свободного времени.

   Наиболее часто в обследованиях времени используется ретроспек­тивная фотография (за вчерашний день), предполагающая одну встречу с респондентом, и контролируемая самофоторафия (на завтрашний день), требующая двух встреч с респондентом. Предпочтение отдается первому способу, хотя и дающему заметно меньшее число записей, но сокращаю­щему долю отказов. Видимо, наиболее предпочтительным способом был бы промежуточный, когда время с начала суток до встречи фиксируется ретроспективно, а затем рес­пондент применяет самофотографию до конца суток или недели. Этот способ удобен при опросе по мосту работы. Он, как и второй способ, требует двух встреч с респондентом, по два дня подряд и в целом меньшей продолжительности.