Лекция 8

Лекция 8. Показатели времени.

 

   Остановимся подробнее на некоторых основных работах по методологии оптимальною планирования и моделирова­ния народного хозяйства, где временные показатели зани­мают немаловажное место. В качество составляющих це­левой функции, критерия оптимальности в них рассматри­ваются рабочее время, время труда (задача на минимум), свободное время, тождественное внерабочему (задача на максимум), накладные затраты времени, в частности на передвижение при размещении мест жительства, приложе­ния труда, учреждений обслуживания и т. д. (задача на минимум). Кстати, по нашему мнению, эти работы были одним из оснований для отождествления свободного и вне­рабочего времени. Позиции сторонников и противников та­кого отождествления выражали существенные стороны со­циального времени, уровни обобщения в его познании. Трудности разработки оптимального плана, уровень и ус­ловия экономического развития страны, сложные проблемы представления трудового фактора, нерешенность вопросов социологического, информационного, математического ха­рактера привели к необходимости представления свободно­го времени в таком крайне общем виде. Но это, следует напомнить, и один из аспектов рассмотрения свободною времени К. Марксом.

   В теории оптимального планирования закон экономии времени рассматривается как закон экономии рабочего вре­мени, а точнее — времени труда в общественном матери­альном производстве. Видимо, есть свои экономические и социологические, по­ка слабо изученные, закономерности изменения величины и доли этих затрат в совокупном времени общества, есть свои социальные последствия того или иного их соотноше­ния. Возникает вопрос о том, какая доля общественного труда соответствует оптимальному разделению труда на общественную и индивидуальную сферы, способствует наи­лучшему достижению социальных целей, связанных с соз­данием оптимальных условий жизни и развития человека, с достижением необходимого уровня этого развития. С по­мощью сочетания баланса совокупного фонда времени и «межотраслевого баланса материально-вещественных свя­зей» может быть определено действительно полное время производства материальных благ (и время, затраченное на производство необходимой обществу продукции), а также рас­считано общественно необходимое рабочее время. Оптими­зация межотраслевого баланса труда связывается с балан­сом свободного времени, с регулированием продолжитель­ности рабочего времени, а для определения объема мате­риальных ресурсов, необходимых для рационального ис­пользования свободного времени, Л. Е. Минц предложил «модель   межотраслевого   баланса   расширенного   типа».

  Идея об общественно необходимом свободном времени, высказанная Г. А. Пруденским, приобретает в этой связи конкретность. В известной мере продолжением этих идей па уровне более конкретных моделей, разработок можно считать ряд положений,    высказанных    М.   Томсом.    Совокупное   собст­венно свободное время рассматривается им как «компонент комплекса   потребностей», в   рамках которого может быть определен   «полезный   эффект   свободного   времени»15.   При снижении затрат труда встает вопрос   о   направлении по­лученного выигрыша на увеличение производства благ или на увеличение   свободного времени.   Эффективность досуга связывается с его заполнением, т. е. с массой предметов потребления   и личных услуг.    Так,   главным   догматом экономической теории и практики капиталистического об­щества является положение о том, что «счастье есть функ­ция поступления потребительских товаров и услуг»17. Од­нако свободное   время   «существует как   деятельность»   и связь обладания предметами потребления и личными бла­гами с разнообразной, содержательной, общественно и ин­дивидуально   полезной   деятельностью    в   свободное   время отнюдь не   является   однозначной,   особенно   в социалисти­ческом общество,   где имеются значительные возможности бесплатного   пользования услугами   и   предметами,   находя­щимися в общественной собственности.

   Из задачи развития человека вытекает необходимость сближения характеристик расселения «в плане отношения индивида к среде обитания и тем возможностям, которые они ему предоставляют». Поэтому «расселение», наряду с «производством» и «распределением», называется эле­ментом системы оптимального планирования развития рай­она. М качество одного из синтезирующих показателей плана предла1астся «минимизация неэффективных затрат внерабочего времени населения того пункта района, где эти затраты наиболее велики». Такой критерий отражает «тенденцию к более равномерному распределению по тер­ритории материальных и духовных ценностей общества», т. е. к относительно более равномерному развитию соци­ального пространства.

 

   Применение показателей времени в исследовании социально-экономических проблем

   Конкретные исследования социального времени берут свое начало в обследованиях бюджетов времени представи­телей отдельных групп населения. Строительство социализ­ма поставило вопрос о наиболее рациональном использова­нии всех ресурсов, которыми общество располагает, в том числе и ресурса труда, находящего свое выражение п ра­бочем времени, и ресурса свободного времени как элемента национального богатства28, используемого для духовного и физического развития. Это нашло выражение в исследова­нии балансов времени, которое носило в основном познава­тельно-методический характер, поскольку экономика, да и общество в целом развивались преимущественно экстенсив­но, когда главными факторами были количественный рост производительных сил и общее (не структурное) время их функционирования.

   Обследования бюджетов времени в нашей стране нача­лись раньше, чем где бы то ни было, и получили большой размах. Они были вызваны стремлением не только познать те перемены, которые внесла в жизнь трудящихся социа­листическая революция, но и использовать объективный анализ и объяснение действительности, чтобы «переустро­ить к лучшему эту самую действительность». Развитие ис­следований времени в нашей стране с конца 50-х годов имело ярко выраженную практическую направленность (что не исключало и теоретического анализа закономерностей со­циалистического строительства). В последние годы стало развиваться еще одно очень важное направление: прогно­зирование социальных проблем, получение информации для долгосрочного планирования. Научно-прикладной характер этих исследований в СССР признают и зарубежные социо­логи, видя в этом существенное преимущество перед за­падными странами. В разных социалистических странах исследования бюджетов времени имели определенную спе­цифику при общей преимущественно практической направ­ленности. В Венгрии, первой осуществившей общенацио­нальное исследование, развивался динамический анализ, прежде всего времени социальных групп, а также изуча­лось время, затрачиваемое в личном подсобном хозяйстве. В Болгарии основное внимание уделялось совокупному бюджету страны и его прогнозированию. В Польше в цент­ре   внимания   были   различные   профессиональные   группы работников и сельское население. В ГДР, где эта область исследований оказалась ближе всего к народнохозяйствен­ному планированию, разрабатывались балансы времени от­раслевых комплексов по удовлетворению основных потреб­ностей, тщательно изучалось время домашнего труда. В Чехословакии наиболее тесна связь исследовании време­ни с теоретическими и практическими проблемами социа­листического образа жизни. Исследования заканчивались не только публикациями, но и принятием практических ре­шений, направленных на улучшение условий труда и быта отдельных групп населения, прежде всего профессиональ­ных, включением, в планы конкретных задач, способству­ющих улучшению использования внерабочего и свобод­ного времени, прежде всего работающими женщинами, не­сущими практически двойную трудовую нагрузку. В 70-е годы в ряде стран Запада (Канаде, Японии, США и др.) также стали проводиться крупные исследования, одними из главных целей которых являются изучение «эффектив­ности социальных программ», анализ использования досу­га, разработка рекомендаций для политики .

   После завершения международного исследовательского проекта по бюджетам времени основная часть его участни­ков продолжает сотрудничать в международной исследова­тельской группе «Бюджет времени и социальная деятель­ность» с четко выраженной методологически-практической направленностью. Это было подчеркнуто основной темой ее первого семинара, состоявшегося в Брюсселе: «Применение бюджетов времени в социально-экономическом планирова­нии», а также тематикой последующих встреч, как специ­альных, так и в рамках международных социологических конгрессов. Обследования бюджетов времени стали в 70-е годы «обычным делом», «ценным инструментом» па службе социологов развитых и развивающихся стран . Как бы от­ражая, обобщая и стимулируя эти усилия, в 1978г. был подготовлен доклад генерального секретаря ООН о работах в области развития статистики использования времени, а группа ученых разработала систему показателей соци­альной статистики для стран — членов СЭВ. Эта система направлена па то, чтобы показать связь экономических и социальных процессов, отразить более конкретные резуль­таты всех усилий общества, связанные прежде всего с са­мим человеком и его деятельностью. И один из разделов этой системы — раздел об использовании времени.

   Новые теоретические и практические задачи, методы и технические возможности постоянно расширяют сферу исследовании социального времени и применения результатов этих исследований. В данном параграфе мыобращаем вни­мание на ряд областей или аспектов применения, пред­ставляющих особую актуальность, в дополнение ктем, чторассмотрены ранее 35.

   В 60-70 –х годах прошлого столетия в России получилираспространение обследования бюджетов времени бригад коммунистического труда, сравнение использования внерабочего и рабочего времени работниками, в разной сте­пени участвующими в этом движении. В целом ударники и члены бригад коммунистического труда имели более ра­циональный бюджет времени, большую долю социально значимых занятий в его структуре.

   К сожалению, неизвестны обследования времени, про­веденные в хозрасчетных звеньях, бригадах в промышлен­ности, строительстве, в сельском хозяйстве, па предприя­тиях, работающих по коллективному подряду. Роль и распространение новых методов организа­ции и оплаты труда в большой мере зависят от их эко­номических результатов и социальных последствий. Они, к сожалению, еще не стали предметом комплексных со­циально-экономических исследований, в том числе иссле­дований рабочего и внерабочего времени .В перестроечный период изучение бюджетов времени в России не проводилось. Все это не по­зволяет в полной мере оценить «огромное революционизи­рующее значение» новых форм и методов организации и оплаты труда для экономического и социального развития страны. Эффективность новых форм определяется не толь­ко производительностью труда, использованием совокупно­го рабочего времени бригады, участка, предприятия, но и изменениями в сфере непроизводственной деятельности, свободного времени. Коллективные формы организации и оплаты труда особенно четко показывают взаимосвязь ис­пользования рабочего и внерабочего времени как отдель­ным членом коллектива, так и коллективом в целом.

   Рационализация внерабочего времени служила целью проведения экспериментов на угольных шахтах Кузбасса и Донбасса, а показатели времени — средством оценки мер по улучшению организации труда и обслуживания, уни­фикации состава рабочего времени. Эта работа показала эффективность и самих мер (рабочие выигрывали до 40 мин ежедневно), и средств измерения результатов. Ин­терес представляет попытка Р. И. Косолапова и Н. М. Бли­нова использовать   показатели времени для   оценки доли  труда «по потребности и по внешней необходимости», а также эксперимент, проведенный И. В. Черновым для определения экономических и социальных последствий со­кращения рабочего дня шахтеров до 5 и 4 часов.

   В продолжение и развитие работ советских исследователей 20-х годов в СССР и других странах социализма проведено немало специальных обследований условий труда и быта, бюджетов времени разных групп населения, прежде всего работающего: рабочих промышленных предприятий, желез­нодорожников, работниц текстильной промышленности, учи­телей, врачей, работников других профессиональных групп. По результатам этих обследований принимались меры по повышению зарплаты, улучшению условий труда и быта, совершенствованию режима труда, сокращению рабочего времени и т. д. Полученные данные использовались и в качестве средства оценки эффективности принятых прак­тических мер в этой области. Такой подход особенно ха­рактерен для ГДР, Венгрии, Польши, где заказчиками вы­ступают государственные органы и профсоюзы.

   Важное значение имели обследования бюджетов време­ни врачей, учителей, существенно изменившие представле­ния о продолжительности рабочего времени этих групп работников и ее последствиях для общества. Рабочий день учителя, считающийся сокращенным, на деле далеко вы­ходит за рамки семичасового, хотя эта загруженность не всегда рациональна и эффективна. Проведенные в 1966— 1979 гг. обследования бюджетов времени учителей (Сверд­ловск, Новосибирская область, Красноярский край и др.) показали действительную величину фактического рабочего времени, стали одним из оснований мор по повышению за­работной платы, улучшению бытовых условий этой катего­рии работников, созданию условий для постоянного совер­шенствования квалификации и привлечению в эту сферу деятельности больше способной молодежи". Обследования времени учителей, по результатам которых приняты важ­ные практические меры, проведены также в Польше и Венгрии.

 Аналогичные исследования, хотя и в значительно мень­ших масштабах, проведены и среди работников здравоохранения". Они также показали значительную величину рабочего времени врачей и некоторое ее сокращение после повышения заработной платы, осуществленного в 70-е годы.

  Систематическое наблюдение за процес­сами, происходящими в семье, становится острой необходи­мостью. За рубежом изучение семьи, разделения труда в семье, роли женщины в бытовой деятельности и других вопросов является сферой, где раньше всего и наиболее широко стали применяться показатели времени.

  Большое значение приобретает изучение использования времени в связи с проблемами семейного и вне семейного общения, совершенствования разделения и организации труда в семье, усиления воспитательных функций семьи. Важны затраты не только времени отдельных членов семьи, по и совокупного времени семьи. В. Д. Патрушевым прове­дены первые расчеты баланса времени семьи. Однако бюд­жеты и балансы времени семей разных социальных и демо­графических типов, т. е. распределение совокупного времени семьи по видам деятельности и членам семьи, еще ждут специальных исследований. Накопление и анализ информа­ции о бюджете и балансе времени семей называется в ка­честве предпосылка совершенствования прогноза занятости населения.

  Надо подчеркнуть значение бюджета времени и как практического средства оценки организации семейной жиз­ни, поиска путей и способов ее совершенствования. Это вызывает потребность в разработке простых и удобных, внешне хорошо оформленных методик учета и анализа вре­мени семьи.

  Во многих исследованиях в качестве главной или одной из основных задач фигурировали изучение положения жен­щины в связи с выполнением ею двух социаль­ных функций, выработка мер по сокращению ее трудовой нагрузки в интересах экономического и социального про­гресса. Анализ бюджетов времени помогает оценить эффек­тивность мер, способствующих рационализации деятельно­сти во внерабочее время, что, в свою очередь, содействует повышению эффективности труда женщин в социально зна­чимых отраслях (просвещение, здравоохранение, культура, торговля и бытовое обслуживание), непосредственно свя­занных с обслуживанием людей, где подавляющая часть работников — женщины. Исследования времени разных профессиональных групп работающих женщин имеют прин­ципиальное значение для выработки стратегии сокращения нормы рабочего времени в расчете на год, неделю или день, для принятия текущих практических мер в этой области и определения их социальных последствий. Образование, воспитание. В. В. Новожилов исключи­тельно точно называет творческую энергию людей энер­гией «атомов общества». Эта социальная энергия акку­мулируется (и частично высвобождается) на этапе фор­мирования человека в процессе воспитания, овладения зна­ниями, включения в самостоятельную жизнь, производи­тельный труд. Следовательно, необходимо знание времен­ных характеристик процессов биологического, психическо­го, социального становления и развития человека для до­стижения более благоприятного соотношения во времени с помощью воздействия па условия их протекания.

  Изучение использования времени показало необходи­мость долгосрочного подхода к воздействию на условия жизни и развития, на образ жизни, к исследованию этих социальных явлений и связей. Долгосрочность состоит в рассмотрении больших периодов и далее всей жизни чело­века или поколения с целью выделения критических мо­ментов, т.е.тех периодов индивидуального или поколенного исторического времени, когда внешнее воздействие па раз­витие субъекта может оказаться наиболее сильным, и в соответствующей перестройке структурного времени. В этой связи существенное значение имеет степень рационально­сти использования времени общества (времени родителей, рабочего времени работников сферы образования, воспита­ния, культуры), направленного па разные периоды форми­рования человека, па разные возрастные группы населе­ния. При этом задача заключается в максимально полезном использовании и времени «воспитателей», и времени «воспитуемых». Поэтому, если, например, ставится цель разви­тия потенциала для будущего, должна быть в явном виде поставлена и подцель раннего развития интеллектуальных и физических потенций людей. Следует  сказать и об обследованиях бюджетов времени школьников, учащихся ПТУ, студентов, особенно вечерни­ков и заочников. Как правило, они направлены на совер­шенствование организации учебного и трудового процесса, улучшение быта, идейно-политического, физического воспи­тания и т. д. Показатели времени приобретают особо важное значение в связи с реформой общеобразовательной ипрофессиональной школы, участием учащихся в произ­водительном труда.

  Все большее число вузов считает изучение бюджетов времени студентов составной частью своей деятельности. Важные результаты получены путем сравнительного ана­лиза бюджетов времени студентов 20-х и 60—70-х годов: выявлено увеличение общего объема учебной нагрузки при сокращении времени практических и самостоятельных за­нятий, сокращение свободного времени и, в частности, вре­мени общественной работы51. Наблюдается движение от общих обследований бюджетов времени к поиску путей оптимизации учебной и внеучебной деятельности студентов, студенческих групп, что требует подключения широкого круга специалистов. Материалы крупных конференций52 свидетельствуют о практической полезности получаемых результатов.

  Задачей большой важности, от решения которой в зна­чительной степени зависит качество будущего специалиста, его гармоничное развитие, является формирование разумно­го отношения к времени, обучение методам и приемам его учета и рационального использования.

 

   Режимы труда и отдыха. Оптимизация деятельности.

  С развитием производства возникают «гигантские социаль­ные часы», которые втягивают человека в свой ритм. Об­щественная собственность на средства производства, социа­листическое самоуправление позволяют создать такие «со­циальные часы», которые, обладая значимостью обществен­ного регулятора, дают и большие возможности для учета индивидуальных особенностей работников, условий учебы ибыта, содержания и характера труда и т. д.

  Проблема режима труда и отдыха многогранна. Это и продолжительность и чередование рабочего и внерабочего времени в течение суток, недели, года, в том числе с уче­том региональных, профессиональных особенностей труда, ииспользование рабочего времени для повышения квали­фикации, и соотношение режимов работы предприятий и учреждений разных отраслей, расположенных на террито­рии города, в отдельных зонах большого города, и соотношение режима труда производственного коллектива и деятельности отдельного чело­века. Во всех случаях необходимо добиваться экономиче­ской и социальной эффективности, согласования интересов отдельного работника, семьи, коллектива, территориальной общности, общества. В решении всех этих проблем и во­просов показатели времени просто необходимы, и обследо­вания бюджетов времени разного вида являются одним из самых важных средств оценки того или иною режима тру­да и отдыха.

   Большое значение имели обследования бюджетов вре­мени при решении вопроса о переходе па пятидневную ра­бочую неделю с двумя выходными днями. Исследования ИЭиОПП СО АН СССР и других учреждений показали, что увеличение рабочего дня на час затронуло главным обра­зом время домашнего труда и почти не коснулось свобод­ного времени, что показало ценность для человека деятель­ности, осуществляемой в эту часть времени. При пятидневке сократилась разница в величине затрат времени муж­чин и женщин на домашний труд53. Выводы из анализа бюджетов времени были одним из оснований рационали­зации режимов труда на текстильных предприятиях и со­кращения числа ночных: смен для женщин. Немалую роль играли и играют обследования бюджетов времени в предварительном обосновании и оценке социальных послед­ствий новых режимов труда и отдыха и Венгрии и Поль­ше. В этой связи обращается внимание на важность раз­работки и оценки моделей бюджетов времени работников при основных режимах труда с учетом опыта других стран ".

   Через анализ бюджетов и балансов времени можно установить, в какой мере изменяется совокупное внерабо­чее и свободное время и как эти изменения соотносятся с ростом материальных и особенно духовных потребностей, увязываются с материальными условиями организации бы­та и досута трудящихся, особенно при концентрации по­следнего в двух выходных днях и отпуске.

   При проверке предлагаемых для широкого внедрения режимов работы необходимо учитывать два момента: ре­альное (а не только в условиях эксперимента) соотноше­ние режимов всех предприятий и учреждений на данной территории и реальную (оцениваемую с применением бюд­жетов времени и статистики, а не только получаемую путем выяснения желаний) деятельность лю­дей в условиях испытываемого режима. К сожалению, эти два требования не всегда выполнялись, что породило не­мало иллюзий   относительно достоинств пятидневки.

   Новые, более прогрессивные режимы рабочего дня (на­пример, гибкий график), недели требуют лучшей организа­ции труда, являются своего рода ускорителями ее совер­шенствования, ибо прямые и косвенные потери рабочего времени становятся при них ощутимее, их труднее ком­пенсировать.

   В настоящее время значение исследований использова­ния рабочего и внерабочего времени существенно возрастает: во-первых, из-за острой необходи­мости максимального использования самой передовой тех­ники и технологии при относительном дефиците трудовых ресурсов; во-вторых, в связи с возросшим вниманием к во­просам улучшения условий жизни, совершенствования со­циалистического образа жизни; в-третьих, из-за возрастания значения социальных и социально-психологических аспек­тов режимов труда. Режим труда, благоприятствующий нормальному отдыху, создающий лучшие условия для раз­вития, становится важной потребностью человека, одним из критериев, по которому оценивается место работы К сожалению, активность в разработке этой темы заметно снизилась, специальные обследования использования вре­мени практически не проводятся.

   В перспективе следует ожидать перехода от «режима дня» к «режиму деятельности». Если в первом, несмотря па немалую роль функционального момента, преобладает все-таки количественная, или временная, схема дня, то во втором главную роль играет уже содержательно-функцио­нальная сторона деятельности в ее неразрывном сочетании с временными характеристиками (продолжительность, по­следовательность, чередование, размещение на оси времени суток, недели, года). Идет процесс оптимизации деятель­ности, включающий поиск наилучшего набора видов и форм деятельности, их интенсивности, продолжительности, по­следовательности с учетом особенностей развития человека, условий его труда, быта. Постоянно расширяются исполь­зование перемены занятий как средства отдыха, примене­ние наиболее емких каналов информации, а также заня­тий, в достаточной мере выполняющих одновременно и функции отдыха, и функции развития, общения, подготов­ки к труду и т. д.

  Показатели времени широко используются при изуче­нии различных видов деятельности, необходимых условий для распространения тех или иных занятий,   признаются все более необходимыми при оценке эффективности дея­тельности, ее форм, способов. Они используются при оп­ределении эффективности физкультурно-спортивной дея­тельности, методов скорочтения, при оценке восприятия информативности разных источников информации, при ана­лизе потребления информации с помощью средств массо­вой коммуникации56. Более того, некоторые очень крупные обследования бюджетов времени проведены именно теле­компаниями (США, Япония), увидевшими в показателях времени существенную информацию для достижения своих целей. При этом подчеркивается, что традиционная анкет­ная информация страдает фрагментарностью, для устране­ния которой нужно представление всей деятельности в виде бюджетов времени.

   Рассмотрение совокупного времени групп населения, особенно в рамках недельного, годового цикла, пятилетнего периода, позволяет более всесторонне исследовать эффек­тивность повышения уровня образования и квалификации за счет фонда рабочего времени, в том числе и за счет его нормативного сокращения, для более полного удовлетво­рения социальных потребностей и в целях повышения эф­фективности труда. В поиске путей повышения квалифи­кации, получения специального или общего образования, особенно без отрыва от работы, что требует от человека дополнительного времени и энергии, показатели времени в сочетании с оценкой качества получаемых знаний, их ис­пользования в производственной деятельности незаменимы. Это доказали работы С. Г. Струмилина, обследования бюд­жетов времени студентов-вечерников ".

   Бюджет времени помогает найти более эффективные пу­ти адаптации к экстремальным или просто трудным, не­привычным условиям (на Крайнем Севере, в Антарктиде, в космосе), поскольку она связана с определенной пере­стройкой режима труда и отдыха, изменением набора ви­дов деятельности, частоты и продолжительности некоторых из них. Использование показателей времени в изучении процессов адаптации и реадаптации, в том числе к поясному времени, в разработке оптимальных режимов представ­ляется полезным и эффективным, особенно если время связывается с показателями энергозатрат и другими пока­зателями физического и психического состояния организ­ма. По существу, именно при изучении времени ставятся вопросы о норме сна, приема пищи, соотношении активно­го и пассивного отдыха, ритме и последовательности  занятий, величине и соотношении психической и физической нагрузок.

   Известное значение для оптимизации деятельности иг­рает определение общих энергозатрат человека, энергоем­кости разных занятий в единицу времени. Современность характеризуется тем, что нагрузка физическая все больше сменяется нагрузкой нервной. Достижение физического со­вершенства, оптимального сочетания труда и отдыха тре­бует классифицировать занятия и их время по степени физической и нервной нагрузки, что может сыграть нема­ловажную роль в изучении причин некоторых заболевании. Показатели времени в сочетании с энергетической оценкой занятий позволяют определить общий объем энергозатрат, соотнести его с калорийностью потребленной нищи и со­стоянием здоровья. Расчеты на базе энергозатрат и бюд­жетов времени предпринимались В. Д. Патрушевым, А. В. Неценко, однако они не получили пока распростра­нения. Это связано с тем, что такие расчеты носят чаще всего индивидуальный характер, для групп людей имеют значение главным образом в динамическом анализе, нуж­даются в сопоставлении с полученной энергией. Кроме то­го, требуется достаточно точная и простая методика рас­четов.

   Показатели времени широко используются при оценке здоровья (число дней болезни). В конце ХХ столетия Си­бирским отделением АМН СССР была разработана концепция системы жизне­обеспечения (СЖО), в которой показатели времени  играют важную роль (вы­числяемость, информативность, конструктивность, междисциплинарность, адаптивность к новым задачам и условиям, применимость к системам разного уровня общности). Наи­более общим показателем здоровья является «суммарная величина часов активной жизни всех индивидов». Отно­шение этой величины к величине потерь времени харак­теризует эффективность СЖО, а отношение к ней произ­водимого продукта — се производительность. Видимо, сле­дует учитывать и отношение фактического совокупного вре­мени активной жизни, к потенциальному совокупному вре­мени (включая время тех людей, которые не прожили «положенной» активной жизни из-за утери трудоспособно­сти или преждевременной смерти). Совокупное время па-хождения населения в определенном состоянии здоровья с учетом вероятности переходов между состояниями предла­галось применять для оценки результатов и определения ресурсов функционирования системы здравоохранения. Интересный и важный аспект применения временных по­казателей нашли английские социологи, использовавшие их для изучения стрессовых состояний и оценки благоприят­ности окружающей среды, эмоционального благополучия.

   Как правильно отмечается, нельзя случайно создать «схему, соответствующую внешним и внутренним рит­мам», индивидуальным особенностям и социальным усло­виям. Для этого нужны немалые знания, определенные предпосылки, в том числе и знания о своем организме, на­выки в разных видах деятельности, умение учитывать и анализировать свое поведение, использование времени. Са­монаблюдение за использованием времени в сочетании с определенным минимумом знаний, с консультациями спе­циалистов — врачей, психологов — может служить одним из лажных средств выбора оптимального и индивидуального режима труда, отдыха, питания, распределения всего фон­да времени, структуры и форм деятельности и поддержа­ния наиболее эффективного функционирования организма, а также психического состояния.

   Изучение использования времени, бюджета времени, стремление к его рационализации и оптимизации деятель­ности являются своего рода толчком, стимулом более си­стемного, т. е. органически связанного, развития  наук о человеке, ориентируя их прежде всего па систему деятель­ности человека.

   Градостроительство. Пожалуй, наиболее активно исполь­зуют получаемые социологами показатели времени градо­строители и проектировщики. Это сотрудничество, начав­шееся в первой половине 60-х годов, уже дало ряд инте­ресных результатов. По нашему мнению, применение со­циологических данных и выводов в градостроительном про­ектировании не только почетно для социологии, по и весьма ответственно, ибо представляет собой долговременную материализацию социологических разработок в виде реаль­ных условий жизни, которые будут оказывать влияние на формирование подрастающего поколения, деятельность и характеристики населения в будущем. Архитектура при­звана не только учитывать потребности людей при реше­нии тех или иных своих задач, но и влиять через фор­мирование социального пространства на развитие этих по­требностей. Архитекторы и проектировщики активно обра­щаются к временным показателям, с помощью которых можно создать хотя бы приближенную перспективную мо­дель деятельности человека, рассчитать величину основных  затрат времени, определить тенденции и условия их изме­нения, получить тем самым основания для создания зави­сящих   от них    (архитекторов, проектировщиков)    условий жизнедеятельности, увеличения свободного времени и его рационального использования. Показатели времени в числе основных используются, например, в оценке условий и ор­ганизации непроизводственной деятельности жителей моло­дежного комплекса, взаимоотношений в процессе этой деятельности. В целом современные методы оценки эффек­тивности капитальных вложений в градостроительстве «оказываются фактором ограничения выбора действительно эффективных проектных решений»04, ибо не учитывают в должной мере задачи создания благоприятной среды, ра­циональной пространственной организации деятельности. Методы, даже несовершенные, которые хоть как-то позво­ляют учитывать эти моменты, находят отклик у проекти­ровщиков.

   Интерес градостроителей к бюджету времени как «одному из наиболее универсальных показателей, тесно связанных с городской структурой», объясняется прежде все­го потребностью проверить гипотезы о перспективах раз­вития социальной жизни города, на которых основывается градостроительное проектирование. Учет и анализ затрат времени жителей города «становится одним из важнейших элементов науки об управлении городским организмом»6', а исследование бюджетов времени, их динамики называ­ется в числе основных в совокупности исследований эф-фективности жилой среды.

   Одна из первых попыток практического применения бюджетов времени в градостроительном проектировании была сделана ЛенЗНИИЭПом при разработке проекта жилого района. При подготовке генерального плана г. Мо­сквы в разделе о перспективах организации социальной жизни «действие комплекса социально-экономических и-технических факторов, определяющих эволюцию города, выражалось через систему показателей времени». Был, в частности, определен фонд времени, который данная группа населения расходует в данной зоне городской за­стройки ". Подчеркивается, что при формировании систе­мы инфраструктуры следует учитывать результаты ана­лиза времяпрепровождения жителей в масштабе дня, не­дели, месяца, года, принимая во внимание все время це­ликом е8, в том числе и распределение рабочего времени в обслуживающих отраслях. Показатели времени приме­нялись при разработке типов жилых домов, планировки квартир и микрорайонов, при расчете сети pi типов зре­лищных учреждений, определении оптимальных радиусов бытового обслуживания, выборе оптимальных вариантов расселения в городах и группе поселений.

   Размещение различных объектов, используемых жите­лями, важно не только (а возможно, и не столько) с по­зиций сокращения затрат времени на передвижение до них, сколько с точки зрения участия жителей в интерес­ной и полезной деятельности. Например, в результате ре­конструкции приближение спортивного комплекса к жи­лым домам значительно увеличило число систематически занимающихся физической культурой. Соотношение числа посетителей парка в будний и выходной день при расстоя­нии до пего от центра селитебной зоны в 8—10 км со­ставляет 1 : 6, при расстоянии 2—3 км — 1 : 2 .

   Особо следует отметить работу Дж. Данцига и Т. Саати, которые ввели время в качество четвертой коорди­наты при разработке и оценке проекта города, выдвинув далеко не бесспорную, по интересную идею компактного юрода, основанную на реальных технических, организаци­онных решениях и биологических предпосылках. В этом проекте используются не только показатели времени пе­редвижений, ожиданий, времени деятельности, но и су­точная шкала времени, индивидуальные ритмы и суточные циклы жизнедеятельности.

   В известной    море   аналогично    полифункционализации  деятельности   происходит   и   увеличение   числа    функций каждого отдельного элемента пространства, предмета, или материально-вещной среды. Это, но словам И. И. Травина, способ     . достижения такого состояния, когда количество и разнообразие вещей   становятся лишь   средством   осуществления главного — деятельности. Но для этого человек «должен быть способен к пользованию ими ...быть в высокой степени культурным человеком». Процессу полифупкционализации деятельности и пространства способствуют до­стижения технического прогресса   (трансформируемые   по­мещения, проектирование комплексов предметов и т. д.). Этот   процесс   нуждается   в   самом   тщательном   изучении, регулировании и   в   известной море в   планировании, что сулит   значительную   экономию   материальных   и   трудовых [ресурсов на содержание оптимальной пространственно-вещ-I ной среды.

   При выборе вариантов проектных и хозяйственных решений предлагается учитывать оценку экономии времени населением   при   использовании   услуг   непроизводственной ! сферы.   Отмечается, что учет этого   времени населения в расчетах эффективности «уже достаточно подготовлен для отражения ого в отраслевых методиках»74. Есть предложение использовать при проектировании и планирОЁании от­раслей обслуживания экономическую оценку свободного времени (ЭОСВ). Несмотря на все недостатки существую­щих оценок, следует признать справедливым и практиче­ски важным положение, что с помощью ЭОСВ «непроиз­водительное расходование свободного (внерабочего.— В. А.) времени приравнивается к потере части национального до­хода», что «благодаря такой оцепко потери свободного времени становятся соизмеримы с другими элементами об­щественных затрат»75.  Использование ЭОСВ помогает из­бежать субъективизма в установлении нормативов, эконо­мически и социально обосновать их для различных регио­нов и типов городов. Определенным развитием показателя «общественно организованного свободного времени» явля­ется показатель «освоения свободного времени», который в сопоставлении с затраченными ресурсами расширяет воз­можности экономической оценки функционирования учреж­дений культуры и искусства76, однако «конечный соци­альный эффект», по нашему мнению, не отражает. Пока оценивается ие собственно деятельность в свободное время, а потери внерабочего времени в сфере обслуживания. Су­ществует острая необходимость оценки социально-экономи­ческого значения видов деятельности свободного времени, которая послужила бы основой расчета рациональных бюд­жетов, нормативов затрат времени по отдельным видам деятельности, в чем так нуждаются архитекторы и проек­тировщики.

   Сотрудничество ИЭиОПП СО АН СССР с рядом инсти­тутов экспериментального проектирования оказало опреде­ленное влияние па само изучение бюджетов времени, с не-обходимостью толкая на разработку теоретических, методо­логических проблем времени с применением более совер­шенных методов, привлечением дополнительных данных, материалов других исследований, требуя научных ответов на такие вопросы, как количество и структура времени субъекта, прежде всего территориального и отдельных групп населения, определение основных влияющих на ис­пользование времени факторов, степени точности отраже­ния в показателях времени общественных явлений, процес­сов, соотношения пространственной и временной структур и т. д. Такое сотрудничество является для социолога важ­ным стимулом в работе, обогащая ее реальными путями, способами материализации предложений и идей. Это тре­бует и более строгого отношения к методам исследования, оценке его результатов.

 

   Показатели времени в изучении образа жизни

  Одной из основных областей применения показателей времени является изучение образа жизни и путей его со­вершенствования. Исследования в этой области шли от кон­кретных исследований жизнедеятельности (обследования бюджетов времени, изучение досуга, свободного времени) и от изучения качественных характеристик человека социа­листического общества, его деятельности, задач, целей, идеа­лов этого общества. Появился и ряд работ, которые можно охарактеризовать как попытку органического сочетания отих подходов.

   Первым высказал положение о непосредственной связи образа жизни и бюджета времени Л. Вызов. Указывая на большое значение метода наблюдения времени в социологии, он отмечал, что бюджет времени «должен оказаться весьма действительным при изучении образа жизни представителей разных социальных слоев»77. В дальнейшем термин «образ жизни» в социологической пауке если и употреблялся, то в очень общем смысле, хотя конкретный анализ его изменении велся еще в 20—30-е годы С. Г. Струмилипым. Проблема­тика образа жизни, как такового, стала активно разрабаты­ваться с конца 60-х годов. В виде материалов проведенных к этому моменту обследований бюджетов времени новая об­ласть исследований получила довольно солидную эмпириче­скую базу. Надо подчеркнуть, что конкретное исследование образа жизни практически начали те, кто был причастеп к изучению бюджетов времени, хотя тогда чаще употреблялись менее общие термины: «быт», «повседневное поведение»78. Заметным явлением в литературе стала книга Л. А. Гордо­на и Э. В. Клопова, в которой подчеркивается связь образа жизни и бюджетов времени, содержательно рассматриваются i те количественные показатели, в которых выражается бюд-' жет времени. На II Международной конференции по свобод­ному времени (Будапешт, 1974 г.) уже активно обсуждался попрос о связи изучения бюджетов времени и образа жизни, а в рекомендациях была подчеркнута необходимость тесной увязки этих областей научных исследований в целях прогрес­са в познании социально-экономических процессов, соверша­ющихся в современном обществе.

   Образ жизни — это совокупность типичных видов дея­тельности, которая выражает сущность социального субъекта, отвечает идеалам и нормам своего общественного строя, спо­собствует его поддержанию, функционированию, а также ук-

реплению и развитию. Разумеется, субъект, будь то индивид или общество, всегда существует в конкретно-исторических условиях, т. е. в определенных общественных отношениях, при определенном уровне развития производительных сил, на определенном этапе развития всего человечества. В пре­делах социально-экономической системы общие черты прояв­ляются в образе жизни субъектов всех уровней, хотя и ста­новясь па уровне индивидов менее выраженными, более ин­дивидуально преломленными.

   Б. Л. Грушин считает основными составляющими образа жизни характеристики человеческой деятельности, выделяя при этом формы, типы, сферы, виды и содержание челове­ческой деятельности. Он обращает также внимание на ошиб­ку многих авторов, включающих показатели условий деятель­ности в число показателей образа жизни. «Лишь при вуль­гарном подходе,— пишет Б. А. Грушин,— возможно на основании познания диалектики организма и среды рассмат­ривать характеристику среды в качестве характеристики организма»79. Ставя задачу разработки «естественной, или органической, типологии» образа жизни, Б. Л. Грушин oi-мечаст необходимость использования многочисленных данных социологии досуга, которая в нашей стране базируется к основном на изучении бюджетов времени. Нельзя сводить образ жизни только к повседневной деятельности, как нельзя и обходиться без нее. Образ жизни отражает «устойчивые, существенные, качественные, закономерные» черты, характе­ризующие деятельность в конкретном обществе. При этом различается образ жизни «как норма и как ее воплощение л жизнь»80. Помимо определенного количественного соотноше­ния видов деятельности, образ жизни характеризуется мотн вами, целями деятельности и рядом более конкретных со свойств (содержание, систематичность, характер общения), а также отношениями между людьми в процессе деятель­ности, степенью и тенденциями различий социальных, соци­ально-территориальных групп, ролью, ценностью человека jsобществе.

   Время — «первое, что свидетельствует об изменении об­раза жизни»51, а бюджет времени есть не только метод изу­чения, но и способ отражения реального поведения в кон­кретных ситуациях82. Да и в вопросе о ценностях образа жизни показатели бюджета времени и особенно его измене­ний несравненно более надежны и информативны, чем дан­ные, получаемые в ответ па вопрос о том, какие занятия люди считают важными. В этом смысле работа, специально посвященная деятельности личности, ее регуляции, немало бы выиграла, если бы в ней значительно шире применилась информация об использовании времени, т. е. о реальной деятельности человека. Однако то обстоятельство, что пона­чалу (да и теперь) к описанию состояния и тенденций об­раза жизни привлекались в основном материалы именно об­щих обследований бюджетов времени, а по обследований, специально направленных па изучение образа жизни, играет и отрицательную роль, создавая впечатление очень ограни­ченных возможностей как бюджетного метода, так и бюдже­та времени как формы представления информации о деятель­ности. Поэтому следует отметить, что пока в исследованиях образа жизни, по существу, использовался лишь один из широко применяемых временных показателей — продолжи­тельность тех или иных, как правило взятых отдельно, видов деятельности (и реже — их частота). Если же говорить о потенциальных возможностях бюджетов времени, особенно в их сочетании с анкетным опросом, то здесь вообще исследо­вательская залежь (не целина, а именно залежь, поскольку возможности эти проверялись еще в исследованиях 20-х го­дов).

   Очень значительную роль времени, временному измере­нию, временным соотношениям отводит в изучении образа жизни Л. П. Бутенко. По его мнению, то, что структура об­раза жизни    личности имеет    временное измерение, очень: важно для социологических   исследований,   ибо   позволяет «совершенно конкретно» выделить основные элементы и дать качественную характеристику образу жизни, исходя из «ко­личества времени»   отдельных видов деятельности, «вырабо­тать некоторые принципы    сравнительного анализа образа жизни, построить модель образа жизни». Однако мы не можем согласиться с целым рядом положений автора о структуре времени, оценке соотношения   рабочего   и   свободного ; времени и др. Представляется   также,   что   термин «форма и деятельность», употребляемый здесь и в других работах по образу жизни, не вполне удачен, ибо подчеркивает одну сторону деятельности — форму, независимо от того, какой имен­но смысл вкладывает автор в это слово. Но главное-то — со- держание деятельности, поэтому, на наш взгляд, предпочти­тельнее употреблять термин «вид деятельности», когда име­ется в виду предметное содержание деятельности, ее направ­ленность   па   удовлетворение   определенных    человеческих потребностей, развитие человека.