Лекция 6

Лекция 6.  Бюджет социального времени.

 

   Понятие "социальное время", введенное академиком В.Г.Афанасьевым, являлось недостающим звеном в разработке "закона экономии времени", сформулированного К.Марксом, который не может относиться "к астрономическому времени". Это и приводит нас к необходимости рассматривать закон экономии времени, отнесенный к объекту особой природы - к  "социальному времени". Это означает, что нам необходим своеобразный  "бюджет социального времени", по отношению к изменениям которого и получают оценку те или иные  решения по управлению общественным развитием.

  Продолжительность астрономического года, принимаемая нами в 8760 часов, не изменяется на протяжении всей известной нам и будущей истории человеческого общества. Очевидно, что "бюджет социального времени" для 1 миллиона жителей Земли дает величину в 1 миллион раз большую, чем "личный бюджет социального времени"   одного землянина. Таким образом, полный бюджет социального времени на 1 миллион землян постоянен во все исторические времена и равен 8760 млн. человеко-часов в год.     Эта величина времени астрономического года и принимается в социологии за единицу  измерения бюджета времени.

   Теперь посмотрим, из каких частей состоит социальное  время.      Первую "границу" в бюджете социального времени мы проведем между " необходимым" (т.е.рабочим) и "внерабочим" временем. Внерабочее время - это время, которое затрачивает каждый из нас на удовлетворение необходимых потребностей, не связанных непосредственно с основной производственной деятельностью: дорога от дома до места работы и обратно, покупка продуктов и приготовление пищи, сон, уход за собой и за детьми, уборка квартиры и т.д. и собственно свободное время. Свободное время отличается от внерабочего тем, что каждый из нас проводит его по своему усмотрению, т.е. исходя из личных интересов и пристрастий. Свободное время выполняет две основные социальные функции: функцию восстановления физических и духовных сил, затраченных в процессе труда и функцию развития личности. Без наличия свободного времени развитие личности было бы невозможно.

    Хотя  сумма  необходимого (т.е.рабочего) и внерабочего времени во все исторические времена была, есть и будет  неизменной (т.к. они непосредственно связаны с астрономическим временем), то доли необходимого, внерабочего и свободного времени имеют тенденцию к изменению. Статистика свидетельствует об   исторической тенденции к  уменьшению необходимого времени и к  росту .внерабочего и  свободного времени. Эта "тенденция" известна как путь человечества из "царства необходимости " к "царству свободы".

     Перемещение этой границы между необходимым и свободным временем общества может осуществляться  стихийно (например, под действием стихии рынка" или товарно-денежных отношений), а может осуществляться  сознательно, управляемое  общественным предвидением.   Свободное время, которое представляет собою время общества, не являющееся  необходимым для простого воспроизводства, и является фактором, который воздействует на положение границы в пользу  роста свободного времени. А для роста свободного времени у общества нет другого пути, как путь всемерного  сокращения необходимого времени.

      Поскольку мы не имеем данных по перемещению границы между "необходимым" и "свободным" временем, мы можем обнаружить тенденцию по перемещению границы между "рабочим" и "внерабочим" временем.

     Например, до 8.06.1847 г. в Англии дети уходили на работу в возрасте 7-8 лет. Пенсионеров практически не было. На работу ходили и женщины. Это дает число работающих на 1 млн. жителей около 700 тысяч человек. Продолжительность рабочего дня превосходила 13 часов, что составляет 80 часов в неделю или 4 000 часов в "рабочий год". Произведение из числа работающих на число часов, входящих в "рабочий год", дает:      700 тыс. х 4000 = 2 млрд.800 млн. чел.час/год или доля "рабочего времени" в полном бюджете социального времени равна 0,32. (от 1,0).

     8.06.1847 г. в английском парламенте был принят закон о десятичасовом рабочем дне для подростков и женщин. При той же численности работающих начался общий процесс сокращения рабочего дня до 10 часов что  дало новую продолжительность "рабочего года" - 3000 человеко-часов в год. Новое произведение из числа работающих на изменившуюся величину продолжительности "рабочего года", получим:      700 тыс. х 3000 = 2млрд.100 млн. чел.час./год, а доля "рабочего времени" в полном бюджете социального времени теперь равна 0,24 (от 1,0).

     В качестве "третьей опорной точки" возьмем бюджет социального времени в нашей стране на 1985 год. Число работающих на 1 млн. жителей равно 400 тысячам человек, а продолжительность "рабочего года" - 2000 человеко-часов в год.      Произведение из числа работающих на изменившуюся величину продолжительности "рабочего года", получим:      400 тысяч х 2000 = 800 млн. чел.час./год, а доля "рабочего времени" в полном бюджете социального времени теперь равна 0,91.(от 1,0).

     Итак, мы имеем три числа, которые характеризуют  уменьшение "рабочего времени" внутри полного бюджета социального времени:

         абсолютная величина                   относительная доля

 1847г.     2 800 млн. чел.час./год               0.32

 1900г.     2 100 млн. чел.час./год.              0,24

 1985г.       800 млн. чел.час./год.              0,091

     Приведенные числа достаточно ясно показывают, что имеет место историческая тенденция к сокращению доли рабочего времени внутри полного бюджета социального времени. Но социально-политическая ситуация в стране может оказывать обратное влияние на структуру бюджета социального времени, увеличивая его рабочее время и уменьшая внерабочее и свободное как в России. 1985 год - это период кризиса в России и начало перестроечного периода.

 

 

Содержание.