Лекция 3

Лекция 3.   Образы времени в социальной теории. Восприятие социального времени.

  

                В работах Э.Дюкгейма, Г.Зиммеля, П.Сорокина, И.Гурвича можно найти основные понятия, необходимые для социологического исследования времени. Это понятия, которые помогают объяснить временную составляющую социальных ситуаций -  время

Количественное и качественное, объективное и субъективное, множественные временные слои. Это позволяет сформулировать некоторые аналитические измерения для социологии времени.

               Социальное время и часовое время. Как правило, социологи отделяют механическое социальное время от собственно социального. Последнее обычно связывают с социальными процессами.    В философии такой подход обычно связывают с А.Бергсоном, полагавшим, что однородное время физики Ньютона отличается от человеческого времени. Этот тезис подтвержден эмпирическими исследованиями, показавшими тесную связь конкретной трудовой деятельности, культурных факторов с характером временной структурации.

               М. Флзхерти показывает, как формируется фундаментальное чувство длительности в процессе организации. Э.Дюрнгейм признавал, что индивидуальное восприятие времени обусловлено коллективными ритмами общества. Он верил, что разделяемое боль-

шинством восприятие времени необходимо для интерсубъективного общения и поддержания социального порядка. Однако, во-первых, несмотря на это, люди no-разному переживают время. Всем знакомо ощущение, что время течет быстро или медленно. Поэтому растет число исследований жизненного времени с точки зрения поведенческой науки. Во-вторых, социальная реальность не является монолитной. Люди организуют повседневную жизнь соответственно "интерпретационной схеме" участия индивида в "ограниченных областях смысла". Категоризируя ситуации, люди создают множество реальностей. Личностное восприятие длительности меняется по мере перехода от одной

реальности к другой, от одной формы взаимодействия к другой. Следует задаться вопросом, как переход от одного типа социальной реальности к другому определяет индивидуальное восприятие длительности, что осознают индивиды, когда они чувствуют изменение ритма длительности.

                Для этого анализируются временные аномалии, под которыми понимаются нарушения нормального восприятия времени. Анализируемые данные представляют собой личные свидетельства о тех случаях, когда ощущалось замедленное течение времени. Выделяются

следующие причины замедления времени: насилие и угрозы, перестрелка, наблюдение городских беспорядков, пребывание в районе стихийного бедствия. Во всех случаях наблюдатели воспринимали замедление времени. Аналогичное чувство замедления наблюдалось при страданиях и сильной эмоциональной нагрузке, болях, попытках самоубийства, при ожидании и скуке, концентрации и медитации, предельной сосредоточенности спортсменов во время соревнований, сосредоточенности на чем-нибудь, состоянии шока и испытании новизны чего-то.

               Общее свойство приведенных ситуаций состоит,во-первых, в том, что все наблюдения отражают резкий разрыв с повседневной рутиной. Во-вторых, налицо шок узнавания, сопровождающий резкие сдвиги в природе социальной реальности. Поиск смыслов совместного существования - третья черта приведенных данных. Во всех наблюдениях, отмечает М.Флэхерти, мы находим людей, которые свое замедление времени стремятся перевести в принятые измерения времени: секунды, минуты, часы, дни, годы, вечность.

Это является попыткой соединить свой опыт с интер-субъективностью окружающих. Четвертым общим свойством является интенсификация оценки специфики окружающей среды с интроспективной точки зрения, динамики своего собственного разума. Подробный анализ наблюдений обнаруживает повсеместную интенсификацию самовосприятия тех индивидов, кто ощущает замедление длительности.

               Жизненное время замедляется тогда, когда люди увлекаются тем, что они обычно игнорируют. То, что не было привычным, теперь стало характерным в онтологической перспективе; то, чего не было, теперь существует. Объем ощущений резко возрастает за

счет увеличения проницательности, поскольку открывается то, что было невидимым. Увеличение плотности впечатления замедляет индивидуальное чувство длительности, стандартные единицы времени разбухают, вмещают в себя знание вещей, превосходящее обычное. Почему, однако, низменная длительность замедляется в контексте так называемого пустого времени, так же как и во времени, наполненном значительными событиями? Ответ состоит в том, что "пустое время" не является таковым. Резкий переход от обычного к "пустому времени" привлекает внимание к тому, что остается незамеченным в повседневных контактах. Личность поглощается ритмами своего психологического существования. Эта поглощенность создает общность для разных, на первый взгляд, ситуаций.

               Обычно мы не чувствуем ускорения или замедления времени, так как в процессе социализации происходит синхронизация субъективного времени – сознания с интерсубъективным социальным временем. Взаимодействие субъективного и социального времени характеризуется двумя совпадающими последовательностями:

               Во-первых, существует набор стандартных единиц времени. Эти абстрактные единицы определены как единственные вместилища опыта.

               Во-вторых, имеется опыт каждого участника взаимодействия.

Однородность стандартных единиц времени не соответствует однородности объема опыта, который они содержат* Объем опыта, содержащийся в любой единице времени, не

является одинаковым для практических целей и его количество меняется в каждый момент. Овладение этой процедурой интерпретации необходимо для межличностного взаимодействия нормального повседневного поведения.

   В каждом типе общества существует своя культура времени. Э.Эванс-Притчард различает два типа времени у народов Северной Африки:

o       один тип времени, отражающий связь людей с окружающей средой, он называет экологическим;

o       другой -  отражающий взаимные отношения внутри социальной структуры, он называет струкртурным  временем.

Доминирующим является структурное время, так как экологическое время интерпретируется в системе структурного. Э.Притчард выделяет два вида связей в рамках структурного времени:  ритм деятельностей и социальных групп.

   В западных обществах трансформация социальных времен вызвана экономическими трансформациями в ходе индустриализации: индустриализация приводит к увеличению значения регулирования и измерения времени. Вследствие этого время начинает цениться наравне с деньгами, рабочее время начинают отличать от других видов времени (свободное, семейное, религиозное). Рабочее время играет доминирующую роль в индустриальном обществе.

               В индустриальном обществе происходит то, что можно назвать "впадением во время". Современный человек, «освобожденный от своих богов», оказывается один на один со временем. В современных обществах человек чувствует себя пленником своего окружения, так как он больше не может убежать от времени. Поскольку он не может "убить время" работы, то он пытается "убежать от времени" во время досуга. С этим связано большое количество форм развлечений в современных обществах.

               Важность учета фактора времени в социологической теории подчеркивает Э. Холл. Он расценивает время как язык, как главного организатора человеческой деятельности, использует категорию времени для анализа культуры и социальной организации. Он обращает внимание на то, что называет "главным уровнем культуры", определяющим культурную грамматику и характер представлений о реальности. С этой точки зрения он показывает, как время является частью структурации человеческой деятельности. Так, например, строительство субсидируемой государством дамбы в индейской резервации превратилось в хаос, так как существуют большие различия между представлениями индейцев о времени и концепцией времени белых людей.

               "Белое" время - объектированное, индейское - живая история. Для белых время - это существительное, для индейцев - глагол. Интервалы "белого" времени короче, чем интервалы индейского. Представления-о времени являются механизмом организации социального действия, поэтому игнорирование этого факта и привело к срыву строительства дамбы. В связи с этим Д.Майне делает следующий вывод: "Исследования международных отношений, межкультурных контактов и межнациональные сравнения, не принимающие в расчет фундаментальные различия в восприятии времени, всегда будут приводить к неверным выводам".

               Э.Холл также различает монохроническое время (события распределяются как отдельные единицы и организуются последовательно) и полихроническое временя (события происходят одновременно). Бюрократические организации в этих . временных системах функционируют по-разному. Монохронические культуры делают акцент на стратегиях менеджмента, основаны на счете и распорядке. Полихронические культ.уры меньше зависят от распорядка событий, включают в себя больше деятельностей и в большей степени основаны на лидерстве. В результате у них разная административная структура, разные принципы производства и разные модели бюрократической организации. По этому поводу  Д.Майне формулирует следующий принцип: "Любая модель бюрократической организации, которая не включает в себя временной контекст, будет неправильно описывать бюрократическую специфику, которую она должна отразить или проверить".

               Далее Э.Холл показывает, как временной контекст важен для половых отношений. Женщины более полихроничны, чем мужчины. Мужчины и женщины живут в разных временных порядках. Следовательно, "отрицание временной дифференциации в жизни мужчин и женщин приводит к искажениям в анализе половых отношений".

               Современная социологическая теория, как правило, игнорирует временной фактор социальной жизни. Причина этого заключается в том, что она по сути остается ньютоновской. Объективность времени, содержащаяся в социальных действиях, неотделима от его восприятия и концептуализации. Традиционная социологическая теория не в состоянии уловить и описать все богатство социального времени. Необходимо методологическое и техническое разнообразие для анализа временной организации социальной жизни: видеомагнитофоны, кино, наблюдение, жизненные истории, интервью. Модели и теории должны отражать многомерность и двусмысленность социальной жизни.

 

 

 

 

Содержание.