Учебные курсы

Лекция 7.  МЕТОДЫ,  ТЕХНИКА,  ПРОЦЕДУРЫ

 

В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных (т.е.устоявшихся) правил сбора, обработки и анализа информации.

Метод —способ сбора, обработки или анализа данных.

Техника — это сумма приемов в процессе использования данного метода.

Методика — это совокупность методов исследования проблемы, а также  сумма технических приемов, связанных с используемыми  методами, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Например, используем метод анкетного опроса. В этом случае нам необходимо составить анкету, в которую мы заложили  часть открытых  вопросов ( т.е. респондент сам пишет ответ, а не отмечает его в заранее составленной шкале), часть закрытых вопросов, когда респондент отмечает нужный вариант ответа среди заранее предусмотренных социологом.  Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкета – это инструмент, при помощи которого собирается эмпирическая  информация по изучаемой проблеме.  Инструкция анкетеру — это часть методики использования анкетирования как метода в социологическом исследовании.

Другая часть методики использования данного метода предусматривает правила составления анкеты, расчет выборки, способ анализа полученных данных.

Процедура — это последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Например,  проведенное под руководством крупного советского социолога Б.А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типичного массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу.

Так, одна из процедур была посвящена анализу содержания центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни; другая — имела целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя; третья — представляла собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международной жизни и т.д.

Некоторые процедуры могут использовать  одни и те же методы сбора данных (например, количественный анализ текстов или контентанализ), но различную технику, например, единицы анализа текстов могут быть более разными, например,  крупными ( тема) или менее крупными (понятия, имена).

Методология исследования сконцентрирована в его общем замысле, существе развернутых и проверяемых далее гипотез, в итоговом обобщении и теоретическом осмыслении полученных результатов.

Анализ всех методологических, технических и процедурных особенностей работы социолога показывает, что наряду со специальными методами, в его исследовании  используются общенаучные, заимствованные из других дисциплин, например, экономических, исторических, психологических и т.д.

Социолог должен владеть приемами статистического анализа, а значит знать соответствующие разделы математики и статистики, иначе он не сможет правильно определить метод обработки и анализа собранного материала, осуществить квантификацию (т.е. измерение качественных признаков в количественном измерении) содержательного первичного материала, т.е. количественно отобразить качественные признаки (т.е.представить свойства и отношения социальных объектов в количественной форме).

 

Содержание