Научно-исследовательская деятельность студентов в 2023 г.: наши достижения
5 мая 2023 г. на базе Института социальных наук ИГУ с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области состоялась IX Региональная дискуссионная площадка «События и факты времен Великой Отечественной войны: сохранение и актуализация исторической и социальной памяти молодежи в цифровую эпоху», проведенная в рамках мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. Организатором площадки в формате научно-публичных обсуждений уже девятый раз выступают Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ», кафедра социальной философии и социологии и студенты-социологи.
В работе дискуссионной площадки социологи Института социальных наук ИГУ продемонстрировали владение качественными и количественными методами социологической науки в освящении военной истории.
С докладами и сообщениями выступили студенты 1-3 курсов направления подготовки 39.03.01 Социология, профиль «Социологические исследования в организационно-управленческой деятельности», а также представители профессорско-преподавательского состава ИГУ и общественности региона. С творческими номерами выступили студентки 1 курса направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль «Организация деятельности учреждений культуры»: выступление с песней Сергея Ярушина «Генерал» (Анастасия Подгайная), выступление со стихотворением Роберта Рождественского «Баллада о зенитчицах» (Екатерина Кирякова).
Обсуждение проводилось по следующим номинациям: «Интервью у ветерана Великой отечественной войны»; «Военная история (о любви, долге, верности, отваге)»; «Фильм о войне (поэма, стихи, песня...)»; «Письмо из Дома»; «Письмо с войны»; «Дети войны»; «Военная фотография»; «Имена на обелиске» и др.
Повышенный интерес вызвали выступления: «Блокада Ленинграда в предметах и лицах» (Милана Кравченко); «“Военная тайна”» запретного ящика» (Екатерина Рахуба); «Художественное и музыкальное творчество в годы Великой Отечественной войны» (Артём Турков); «Культура и искусство во времена Великой Отечественной войны: творческий подъем» (Анастасия Дмитриева); «Влияние войн на биотическое разнообразие в XX-XXI вв.: характер и масштаб последствий» (Снежана Проскурякова); «Истории детей войны и героев боевых действий: интервью с ветеранами Великой Отечественной войны Иркутской области» (София Смирнова, Анастасия Наумова); «Вольфрам и молибден. Подвиг Джидинского комбината в броне танков Великой победы» (Андрей Злыгостев); «Женщины на фронте: вклад женщин Иркутской области в Великой Отечественной войне» (Софья Кадникова, Ксения Аносова); «Бессмертный полк как движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны» (Олеся Захаренко); «В труде как в бою: Иркутский завод тяжёлого машиностроения имени В. В. Куйбышева» (Татьяна Карпачева); «Вклад Иркутского авиационного завода в победу: как заводчане воевали на фронте, а дети строили сверхсложные боевые машины» (Юлия Кривенцова, Вероника Благодарова).
На мероприятии была представлена коллективная презентация студентов 3 курса «Великая Отечественная война в памяти россиян: историческое самосознание и экспертные оценки».
Всего в дискуссионной площадке приняло участие более 50 человек. Всем участникам традиционно в формате «свободного микрофона» была предоставлена возможность поделиться своими семейными историями и прикоснуться к исторической памяти. Один из модераторов дискуссионной площадки студент 2 курса направления подготовки «Социология» Андрей Злыгостев отметил: «...Мероприятие данного плана способствует развитию патриотизма и ответственности у молодежи. Молодежь понимает важность памяти этих трагических событий. При подготовке доклада я испытал гордость за свой родной край, за подвиг своего народа, что во мне есть частица сопричастности к подвигу Джидинского комбината Буряткой АССР г. Закаменска».
Доцент кафедры социальной философии и социологии ИСН ИГУ Анастасия Александровна Зайковская в завершении мероприятия подчеркнула высокий уровень подготовки докладов, личностное отношение к освещению событий времен Великой Отечественной войны, большой вклад подобных мероприятий в профессиональное становление современных специалистов.
«Безусловно, данное мероприятие имеет огромное научно-образовательное и культурно-патриотическое значение. Мы традиционно продолжаем курс на проведение научно-публичных обсуждений среди студенческой молодежи региона с опорой на социологические исследования. Поддерживаем инициативу студентов в проведении мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне», - при подведении итогов резюмировала зав. кафедрой социальной философии и социологии, зав. социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ИГУ, доктор социологических наук, профессор, член Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области Татьяна Ивановна Грабельных.
По завершению мероприятия прозвучали поздравления с Днем Великой Победы! После дискуссионной площадки группа студентов-социологов в память о подвигах в Великой Отечественной войне возложила цветы к мемориалу «Вечный огонь Славы»!
Архив
27 апреля 2023 г. в Институте социальных наук ИГУ состоялась XVI Инновационная научно-методическая сессия «Новая социально-экономическая и общественно-политическая реальность и научное проектирование в сложных условиях». Мероприятия инновационного характера на площадке Иркутского государственного университета с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области проводятся с 2008 года. Организатором инновационной сессии традиционно является Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ».
Цель сессии - выработка концептуального видения новой социально-экономической и общественно-политической реальности и определение возможностей научного проектирования в сложных условиях; представление студенческих социально-значимых инновационных проектов для региона с целью их консультационной и экспертной поддержки.
С приветственным словом к участникам инновационной сессии выступила заместитель начальника службы по связям с общественностью и средствами массовой информации ООО «Газпром добыча Иркутск», кандидат социологических наук Екатерина Ивановна Багрий: «...Рада приветствовать вас на XVI инновационной сессии - традиционном научно-практическом мероприятии в Институте социальных наук. Сегодня у вас есть уникальная возможность представить результаты своих научных наработок, исследовательские проекты и получить обратную реакцию от экспертов по вопросу их актуальности и практической применимости в условиях трансформирующейся социальной реальности. Такой двухсторонний диалог - это важный инструмент системы образования, который позволяет овладеть новыми умениями и навыками. Современный рынок труда - это сложная система, которая постоянно изменяется и усложняется, предъявляя новые требования к специалистам, особенно к вчерашним выпускникам. В настоящее время недостаточно иметь только диплом о высшем образовании, важно иметь также такие качества как инновационное аналитическое мышление, умение системно и стратегически решать поставленные задачи, генерировать и реализовывать инновационные идеи, обладать социальной активностью. Проводимые инновационные сессии дают возможность овладеть этими навыками, способствуя повышению конкурентоспособности выпускников и их более эффективной адаптации на рынке труда».
От Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области выступила зав. кафедрой социальной философии и социологии, доктор социологических наук, профессор Татьяна Ивановна Грабельных, отметившая высокий спрос на инновационные идеи и разработки во всех отраслях и сферах, необходимость подготовки «умных» специалистов, готовых эффективно работать в условиях новой изменяющейся реальности цифровой экономики и цифрового общества, сформированность ментальных «кодов», позволяющих учитывать и прогнозировать общественные потребности, отвечать на современные вызовы и угрозы.
В 2023 году на инновационную сессию был представлен 21 социально-значимый проект студентов-социологов 3 и 4 курсов Института социальных наук ИГУ. Обсуждение проходило с участием экспертов из числа профессорско-преподавательского состава, работодателей, представителей органов власти и общественности. Всего в работе сессии приняли участие более 40 чел. Актуальность и содержательная сторона проектов при их представлении подтверждалась результатами социологических исследований.
Заслуженный интерес и активное обсуждение у аудитории вызвали 9 проектов студентов 4 курса:
- Инновационный проект по созданию комфортной образовательной модели, основанной на практиках наставничества в общеобразовательных организациях (Ксения Грицких);
- Инновационный проект по разработке Программы коуч-мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятий среднего и малого бизнеса в условиях цифровизации (Анастасия Поджидаева);
- Инновационный проект по разработке Интернет-приемной по обращениям женщин, освободившихся из мест лишения свободы (региональный аспект) (Екатерина Киселева);
- Инновационный проект по разработке Интернет-портала по повышению уровня доверия к политическим институтам в социальных сетях (на примере Иркутской области) (Валерия Каблукова);
- Инновационный проект по разработке Интернет-портала по формированию образа женщины-руководителя в социальных сетях (на примере Иркутской области) (Елизавета Матафонова);
- Инновационный проект по созданию Онлайн-путеводителя по локальным местам проведения семейного досуга (региональный аспект) (Руслан Балтабаев);
- Инновационный проект по разработке профессионального суперсервиса для молодых преподавателей на базе университетов (Владислав Беденко);
- Инновационный проект по разработке многоуровневой специализированной программы гендерно-ориентированного обучения детей в общеобразовательной школе в рамках воспитательной работы (Диана Латышева);
- Инновационный проект по разработке и внедрению конвергентных технологий реагирования на информационно-культурные угрозы (Владимир Себекин).
В ходе сессии кратко представили результаты исследований в своих инновационных проектах студенты 3 курса:
- Инновационный проект по созданию профильных онлайн кабинетов в образовательных организациях по профилактике буллинга в подростковой среде (на примере школ, лицеев, гимназий г. Иркутска) (Анна Космакова);
- Инновационный проект по созданию Telegram-бота с функцией консультации по социальному предпринимательству в сфере креативных индустрий (Снежана Проскурякова);
- Инновационный проект по созданию MEGA 4 U информационной платформы дополнительного образования по активизации участия российской молодёжи в современных бизнес-проектах (Алена Федченко);
- Инновационный проект по разработке региональной цифровой модели развития спорта в Иркутской области (Антон Аптекарев);
- Инновационный проект по созданию информационного портала «Экотуризм в Байкальском регионе» (Ксения Бирюкова);
- Инновационный проект по созданию Открытой онлайн платформы по оказанию информационных, социальных, творческих и других услуг с целью жизнеобеспечения отдельных граждан (Ангелина Матвеева);
- Инновационный проект по созданию моделей согласованного взаимодействия органов власти, некоммерческих организаций и граждан на селе (Марина Эрдыниева);
- Инновационный проект по созданию консультационного онлайн-центра для студенческих семей (Арина Попова);
- Инновационный проект по разработке информационного портала по трансляции культурных кодов молодежи (Анастасия Дмитриева);
- Инновационный проект по внедрению профильной программы киберспорта для начинающих спортсменов «GG, WP» в школах современного города (Александра Оканина);
- Инновационный проект по созданию Экспертной общественной платформы по информационному сопровождению новых социально-демографических процессов (Хусейн Богатырев);
- Инновационный проект по созданию Реестра новых профессий в цифровом обществе (на примере сферы малого и среднего предпринимательства) (Диана Пахнющая).
По результатам работы инновационной сессии были сформулированы предложения и практические рекомендации для органов государственной и муниципальной власти, специализированных организаций и общественности региона.
Резюмируя итоги обсуждения представленных идей и проектов, заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций, доктор социологических наук, профессор Татьяна Ивановна Грабельных подчеркнула: «Инновационные сессии в студенческой среде с участием экспертов и общественности позволяют сделать уникальные замеры инновационной активности в теоретической и практической подготовке обучающихся как способе развития системного мышления, профессиональной технологической культуры, навыков для принятия концептуальных решений в гибридной среде (социальной и виртуальной одновременно). Мы живем в условиях новой изменяющейся реальности (сложной, турбулентной, пересекающейся, взрывной, высокотехнологичной), а значит, не только должны быть открыты инновациям, но и способны мыслить и создавать их. Работа инновационной сессии подтвердила, что университетское сообщество открыто для понимания новых социальных процессов и готово к конструированию актуальных моделей и решений».
Материалы подготовлены Социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН ИГУ
28 февраля 2023 года в актовом зале Научной библиотеки им. В. Г. Распутина прошло торжественное награждение стипендиатов губернатора Приангарья. Сертификаты на получение именной стипендии в числе прочих получили 70 человек — студенты, аспиранты и ординаторы иркутских вузов и научных институтов СО РАН, в том числе 19 представителей ИГУ. Размер единовременной выплаты составляет 50 000 рублей для студентов и 55 000 рублей для аспирантов. В числе получивших была студентка 4 курса направления "Социология" Анастасия Поджидаева. Стипендии присуждаются по итогам конкурсного отбора студентов экспертной комиссией.
- Смирнова София Евгеньевна - 1 место
Наумова Анастасия Александровна
- Долголенко Мария Геннадьевна - 5 место
Захаренко Олеся Анатольевна
- Карпачева Татьяна Александровна - 5 место
Ивакина Юлия Ивановна
- Благодарова Вероника Борисовна
Кривенцова Юлия Борисовна
- Неруш Владимир Витальевич
Злыгостев Андрей Олегович
- Аносова Ксения Александровна
Кадникова Софья Алексеевна
- Баяндина Елизавета Викторовна
Студентке 4 курса направления Социология Анастасии Поджидаевой назначена именная стипендия Губернатора Иркутской области. В целях оказания государственной поддержки и стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов стипендия Губернатора Иркутской области выплачивается единовременно, назначается за отличную учебу, активную научную и научно-исследовательскую деятельность. Кандидатов на получение выбрала специальная комиссия. Критериями для назначения стали хорошая и отличная успеваемость, победы в олимпиадах, конкурсах, конференциях, наличие публикаций, патентов, свидетельств, грантов на выполнение научно-исследовательских работ.
Кроме того, ежегодно Администрация города Иркутска объявляет конкурс научно-исследовательских работ, имеющих практическую значимость для нужд городского хозяйства г. Иркутска. Стипендию мэра получили 25 студентов, аспирантов и молодых ученых в возрасте до 35 лет, в том числе студентка 4 курса направления Социология Анастасия Поджидаева, выступив на конкурсе с научно-исследовательской работой «Роль информационно-справочного издания в развитии НКО Иркутской области».
На основании приказов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за успехи в учебной и научной деятельности студентам Института социальных наук ИГУ с 1 сентября 2022 года на 2022/2023 учебный год назначены стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поощрения удостоилась бакалавр 4 курса направления Социология Анастасия Поджидаева. О том, как Насте удалось заслужить сразу оба вида стипендий, она рассказала:
"Получаю стипендии Президента РФ и Правительства РФ впервые, очень приятно осознавать, что плоды собственных усилий ценятся и отмечаются подобными видами правительственной поддержки - это мотивирует совершенствоваться и двигаться в научной деятельности дальше. Достижение таких результатов не только совокупность моей плодотворной работы в учебе и научных исследованиях, но и вклад тех людей, которые помогали и помогают мне на всех этапах студенчества. Хочу отдельно поблагодарить преподавательский состав Института социальных наук ИГУ за полученные знания и предоставленные возможности, а также за помощь с выбором вектора моей реализации. Студентам, которые в дальнейшем планируют заниматься наукой, хочу пожелать не бояться участвовать в таких конкурсах, поскольку даже сам факт участия дает возможность приобрести уникальный опыт!" - делится своими впечатлениями Анастасия Поджидаева.
Студенты 3 курса направления Социология Беденко В.А., Грицких К.Е., Киселева Е.Е. весной 2022 г. приняли участие в XII Международной студенческой олимпиаде по статистике и были удостоены благодарности.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2022 г.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2021 г.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2020 г.
Архив:
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2019 г.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2018 г.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2017 г.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2016 г.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2015 г.
Научно-исследовательская деятельность студентов в 2014 г.
2013 г.
Качество и практическая применимость выпускных квалификационных работ по социологии - отличительные признаки подготовки кадров Институтом социальных наук ИГУ
11-12 июня 2013 года в Институте социальных наук состоялась защита выпускных квалификационных работ студентов специальности «Социология». Государственной аттестационной комиссии были представлены основные результаты и выводы проведенных социологических исследований, аргументированы базовые составляющие инновационных проектов, обоснованы основные области применения полученных знаний. Каждый дипломный проект / работа сопровождался презентацией полученных данных.
По словам доктора социологических наук, профессора Татьяны Ивановны Грабельных: «С каждым годом уровень требований, предъявляемых к выпускным квалификационным работам по социологии, повышается. Сегодня большинство защищаемых работ носит проектный характер, что с необходимостью предполагает не только проведение теоретических и эмпирических исследований, но и разработку инновационных проектов, экспертно-аналитическое обоснование своевременности и реальности их осуществления. Благодаря включенности работодателей в инновационно-ориентированный «производственный» процесс (основными видами производственно-прикладной деятельности социологов выступают: экспертная, аналитическая, консультационная, информационная и проч.) посредством содействия организации и проведению исследований, реализации профессиональных компетенций в период преддипломных практик, научно-профессиональный статус выпускных квалификационных работ существенно повысился».
В 2013 г. в числе основных баз преддипломных практик студентов специальности «Социология» выступили:
-
Министерство образования Иркутской области;
-
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
-
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области;
-
Управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям;
-
Управление по стратегическому развитию и инвестиционной политике Комитета по экономике Администрации г. Иркутска;
-
Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска;
-
Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска;
-
Служба записи актов гражданского состояния Иркутской области;
-
ОГАУК «Иркутский областной кинофонд»;
-
Региональный исполнительный комитет ИРО ВПП «Единая Россия»;
-
Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ИГУ.
Защита дипломных проектов / работ по социологии всегда является ярким событием в жизни Института социальных наук. В этом году среди новаторских работ - наиболее актуальных, обстоятельных и практико-ориентированных - были отмечены Комиссией следующие:
Дипломный проект «Социальные условия и факторы формирования креативного потенциала дошкольников в муниципальных образованиях Иркутской области: инновационный проект по созданию экспериментальных площадок для развития креативности у детей дошкольного возраста на базе дошкольных образовательных учреждений г. Иркутска» (автор - Ю.А. Казакова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломный проект «Восприятие стратегического подхода как интегративный фактор социально-экономического развития российского города: инновационный проект по разработке социально-ориентированной программы комплексной поддержки инициатив муниципальных властей в Иркутске» (автор - А.Н. Кравцова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломная работа «Традиционные и нетрадиционные (однополые браки) ориентации и установки современной российской семьи: социокультурный и правовой аспекты (на примере Иркутской области)» (автор - Е.Э. Прокопьева; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломная работа «Динамика социально-профессиональных ожиданий студенческой молодежи и основные векторы миграционной мобильности в Иркутской области: сравнительный анализ и прогноз (на примере иркутских вузов)» (автор - М.М. Седолобова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломная работа «Механизмы влияния деструктивных сект на население г. Иркутска как предмет социологического анализа (на примере Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней)» (автор - В.С. Лучкин; научный руководитель - кандидат философских наук, доцент А.И. Бобков).
Дипломный проект «Здоровье супругов как фактор стабильности молодых семей в России: инновационный проект по разработке региональной социальной целевой программы “Здоровье молодой семьи”» (автор - Н.Ю. Шадрова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломная работа «Городская скульптура как социальная составляющая культурного ландшафта: культурно-мировоззренческий аспект (на примере г. Иркутска)» (автор - Н.С. Бухарова; научный руководитель - кандидат философских наук, доцент Е.В. Гольцова).
В числе защищаемых работ, отвечающих критериям высокой квалификации:
Дипломный проект «Социально-профессиональная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор их социальной интеграции в российском обществе: инновационный проект по созданию оптимальной модели профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципального образования (на примере г. Иркутска)» (автор - А.С. Хабардина; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломный проект «Подготовка профессиональных экспертов-технологов как приоритетное направление повышения социально-политической активности в муниципальных образованиях Иркутской области: инновационный проект по разработке и внедрению образовательной программы по подготовке экспертов-технологов социально-политического профиля на базе Института социальных наук ФГБОУ ВПО “ИГУ”» (автор - Д.А. Степанюк; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломная работа «Духовные основы официального брака как социального института в современном российском обществе (на примере молодежи г. Иркутска)» (автор - Е.А. Липницкая; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных).
Дипломный проект «Современные стратегии развития и реализации социального потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях российского региона: инновационный проект по разработке комплексной целевой программы «Равные права» (на примере Иркутской области)» (автор - Е.И Ефремова; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Грабельных Т.И.).
Дипломная работа «Этнические диаспоры в г. Иркутске: специфика миграционной активности» (автор - С.А. Понаровская; научный руководитель: кандидат философских наук, доцент А.И. Бобков).
Дипломный проект «Совершенствование системы трудовой мотивации и повышение уровня духовной культуры в муниципальных образовательных учреждениях г. Иркутска: инновационный проект по разработке модуля «Обмен мнениями» в рамках официального сайта образовательного учреждения» (автор - Д.В. Пан; научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Грабельных Т.И.).
Дипломная работа «Арт-хаус как социально-культурный феномен и его специфика в г. Иркутске» (автор - А.Д. Рудакова; научный руководитель - кандидат философских наук, доцент Е.В. Гольцова).
Дипломная работа «Институт связей с общественностью и его роль в развитии современных бизнес структур (на примере малого и среднего бизнеса Иркутской области)» (автор - А.А. Князьков; научный руководитель - доктор философских наук, профессор В.А. Решетников).
«Выбор таких сложных тем и их тщательная проработка, несомненно, способствуют углублению профессионализации выпускников и их последующему трудоустройству», - подводит итоги профессор Т.И. Грабельных.
2010 г.
30 сентября 2010 года в Институте социальных наук ИГУ была проведена Ежегодная итоговая научно-практическая конференция студентов-социологов по результатам производственных социологических практик «Деятельностно-практическое участие студентов-социологов в жизни предприятия (организации) в период проведения производственных и преддипломных практик».
Традиционно организатором конференции выступила социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций ИГУ (зав. лабораторией, доктор социологических наук, профессор Грабельных Татьяна Ивановна).
В рамках конференции широкое обсуждение получили следующие вопросы:
1. Производственные социологические практики: цели, задачи, функции. Основные мероприятия, реализуемые в ходе практик.
2. Специфика прохождения производственных социологических практик в 2009-2010 уч. году. Опыт применения студентами полученных университетских знаний и умений в практической социологической деятельности.
3. Основные типы и формы взаимодействия студентов-практикантов с работодателями (требования, ожидания, трудности). Пути оптимизации производственных и преддипломных практик в сотрудничестве с работодателями.
В конференции приняли активное участие студенты-социологи Института социальных наук и представители принимающих организаций от работодателей - начальник аналитического отдела Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска - Тузова Злата Юрьевна; заместитель председателя Избирательной комиссии Иркутской области - Тимофеев Анатолий Иннокентьевич; заместитель начальника отдела социологических исследований Экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области - Власов Илья Сергеевич; заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области - Овсянникова Ираида Ивановна.
С приветствием к участникам итоговой научно-практической конференции выступил директор Института социальных наук ИГУ, доктор философских наук, профессор Владимир Алексеевич Решетников.
В своих докладах студенты-социологи акцентировали внимание на следующих аспектах:
1. Информационно-аналитический аспект проблемы. Данный аспект был освещен в рамках доклада студенток 5 курса Елены Козловой и Елены Дроздовой «Мониторинг информационного пространства в региональных СМИ г. Иркутска в рамках прохождения производственной практики в аналитическом отделе Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска»:
Е.С. Козлова: «..В наше время социологи очень востребованы в научно-исследовательских институтах, аналитических социологических центрах, в государственных органах, службах маркетинга, в органах массовых коммуникаций, в учебных заведениях и других сферах... Исходя из собственных научных интересов, мною было принято решение проходить производственную практику в аналитическом отделе Управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска.
Мне небезразлична судьба нашего города, и как будущего социолога, - в первую очередь, меня волнует мнение самих иркутян о жизни в городе. Важно знать процесс изнутри: как происходит, например, формирование с помощью просветительской работы позитивного общественного мнения о деятельности органов местного самоуправления или каким образом ведется мониторинг и анализ публикаций в СМИ, касающийся деятельности мэра и администрации города. Речь идет о специфике организации информационно-аналитической работы в государственных структурах по связям с общественностью... В период практики перед нами стояло несколько задач. Первая из них заключалась в подготовке аналитических сводок ежедневного обзора региональных и городских СМИ по вопросам городской жизни и деятельности органов местного самоуправления г. Иркутска и должностных лиц. Это одна из ключевых задач данного отдела. Мы научились формировать аналитические сводки ежедневного обзора, всего нами было подготовлено 17 сводок: в период с 1 июня по 17 июня. Еще одной задачей являлось создание базы данных по мониторингу жалоб, предложений, заявлений граждан, поступивших на «Прямую линию» мэра города. Мы работали с документами, обрабатывали вопросы граждан, поступивших на «Прямую линию» мэра города, и ответы уполномоченных лиц. И, наконец, нам было поручено создать базы данных по СМИ и ключевым публикациям на различные темы. А именно: поиск новостных статей за период с апреля 2010 года по июнь 2010 года по темам: «Подготовка к празднованию 350-летия Иркутска», «Празднование дня города», «Выставка «Навстречу юбилею», «Городской медицинский форум Здоровье горожан - забота города»...».
Е.В. Дроздова: «...Основные трудности, с которыми пришлось столкнуться во время прохождения практики, были связаны с распределением новостных сводок по ключевым смысловым блокам (комитетам и управлениям администрации города), проведением мониторинга по основным направлениям деятельности администрации г. Иркутска, ее структурных подразделений по влиянию их работы на общественное мнение населения города на информационное пространство по материалам СМИ...
Положительный опыт прохождения практики заключается в том, что в ходе практики были получены необходимые знания, например, об особенностях организации и проведения мониторинга информационного пространства по материалам СМИ, создание аналитических сводок...
Были приобретены определенные профессиональные навыки:
· оперативность извлечения ключевой информации в новостных сводках;
· умение грамотно классифицировать события по комитетам, источникам СМИ;
· создание рейтинга фамилий депутатов администрации г. Иркутска;
· получены навыки работы в базах данных по мониторингу жалоб от граждан, поступивших на «Прямую линию» мэра города...
Особенность прохождения практики состоит в том, что, будучи студентками, мы получили опыт работы по своей специальности и приобрели ключевые компетенции социолога-аналитика. Также получили опыт работы с руководителем и ведущими специалистами аналитического отдела пресс-центра администрации г. Иркутска. Впервые ознакомились с проведением мониторинга информационного пространства по материалам СМИ. Такой опыт для нас немаловажен и, безусловно, ценен для дальнейшей профессиональной деятельности...».
2. Профессионально-компетентностный аспект проблемы. Данный ракурс профессиональной деятельности был освещен в рамках доклада студентки 5 курса Анастасии Ильиной «Специфика прохождения производственной практики в Избирательной Комиссии Иркутской области»: «...Впервые наша исследовательская группа развивала свои профессиональные социологические компетенции через призму научно-исследовательской деятельности в области избирательного права. Перед нами стояли разноплановые задачи, отличающиеся по техникам и процедурам их выполнения.
Новизна практической работы состояла, в первую очередь, в предоставлении возможности участия в проведении социологического исследования «Уровень удовлетворенности участников Областного фестиваля молодых избирателей «Будущее за молодежью!» организацией и проведением фестиваля» на всех этапах: разработки, организации, сбора и обработки данных, составления аналитической отчетности, выработке рекомендаций. Таким образом, члены нашей исследовательской группы реализовывались в качестве методолога, интервьюера, статиста и аналитика. Трудности, с которыми мы столкнулись в ходе прохождения производственной практики, были типичные: нежелание респондентов идти на контакт при анкетировании, безответственность респондентов; сложность в оперативности статистической обработки данных исследования, а также фактор небезопасности при выезде на место проведения анкетирования...
Хотелось бы отметить, что содействие со стороны руководителя практики от ИК ИО помогло нам избежать многих затруднительных для нас ситуаций, а именно - организационные моменты нашей деятельности и сложности коммуникации с членами ИК ИО...» (база практики - Избирательная Комиссия Иркутской области)».
3. Экспертно-аналитическая деятельность. Данный аспект был представлен в рамках доклада выпускницы Института социальных наук по специальности «Социология» 2010 года Екатерины Багрий «Разработка инновационной методики в ходе прохождения преддипломной практики в Министерстве экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области»: «...С целью написания дипломного проекта на тему «Повышение требований к качеству областных государственных целевых программ как условие преодоления социального неравенства в регионе: разработка системы критериев экспертной оценки целевых программ в Иркутской области» была пройдена практика в отделе целевых программ управления государственных инвестиций министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области.
В ходе прохождения практики произошло ознакомление с нормативно-правовой базой министерства: постановлением, регламентирующим процесс разработки, экспертизы, принятия, реализации и оценки эффективности целевых программ; методикой оценки целесообразности разработки целевых программ; методикой оценки проектов целевых программ и методикой оценки эффективности реализации целевых программ. Также в ходе прохождения практики был проведен экспертный опрос на предмет мнения экспертов о качестве и эффективности целевых программ Иркутской области, проведена экспертиза концепций целевых программ, сделана сводка реализации целевых программ в муниципальных образованиях Иркутской области и проведена оценка эффективности реализации целевых программ по соответствующей методики с учетом бюджетной эффективности. На основании полученного опыта, в соответствии с принципом дополнительности, была дополнена система критериев экспертной оценки целевых программ с технологией проведения экспертизы по каждому критерию с заполнением определенных матриц. Основополагающими критериями оценки целевых программ должны быть: необходимость решения данной проблемы программно-целевым методом, актуальность проблемной ситуации, отраженной в проекте программы; ожидаемые результаты программы, целевые индикаторы; пути и средства достижения поставленной в программе цели; насколько каждое мероприятие программы послужит достижению поставленной цели; ранжирование мероприятий по приоритетности...».
4. Научно-исследовательская деятельность экспертного профиля. Данный вопрос нашел отражение в рамках докладов студентки 4 курса Полины Черкашиной и студентки 3 курса Алены Кравцовой «Практическое внедрение социологических знаний в деятельность Экспертного Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в рамках прохождения производственных практик».
П.Е. Черкашина: «...Место прохождения практики - отдел социологических исследований Экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
Специфика прохождения практики:
• Уникальные особенности прохождения практики состоят в том, что можно получить опыт работы в сфере своей специальности, будучи студентом; получить опыт работы с руководителями Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
• Существует возможность ознакомиться с некоторыми специализированными компьютерными программами.
• Практиканты принимают участие в исследованиях Экспертного Управления. В рамках практики 2010 года проводились такие исследования как «Изучение мнения населения Иркутской области в соответствии с Указом Президента РФ №825», «Изучение
предвыборной ситуации в г. Ангарске и г. Тулуне Иркутской области».
• Трудности при прохождении практики: сложность в поиске респондентов по возрасту и полу; нежелание респондентов идти на контакт при телефонном опросе; в ходе телефонного опроса встречались неадекватно реагирующие граждане на задаваемые
вопросы исследования.
• Предложения и рекомендации по вопросам сотрудничества с работодателями:
• Для повышения эффективности и скорости опросов населения Иркутской области возможно сотрудничество с операторами сотовой связи.
• Также по результатам исследований можно предложить следующее: разделение вопросника «Изучение мнения населения Иркутской области в соответствии с указом Президента РФ №825» на два, в одном из которых будут изучаться политические
предпочтения, а в другом социальные вопросы - отношение к образованию, мнение респондентов об уровне преступности и т.п.
• Повышение освещения политических событий местного уровня в СМИ, так как большинство респондентов г. Тулуна и г. Ангарска считают, что им предоставляется недостаточно информации о принятии компетентных решений.
• Решение наиболее актуальных для населения проблем. К примеру, открытие в Иркутской области дополнительных детских садов, открытие новых рабочих мест для жителей.
• Также следует повысить уровень доверия граждан к органам местного самоуправления, так как большинство жителей высказывает крайнюю степень недовольства и недоверия местным властям...».
А.Н. Кравцова: «...Мы принимали участие в проведении телефонного опроса жителей различных районов Иркутской области (Качугского района, Черемховского района, Тулунского района, Иркутского района, Аларского района, г. Ангарска, г. Шелехов, г. Саянск, г. Тулун). Исследование проводилось с целью выявления отношения населения области к власти. Методика телефонного опроса по региональной репрезентативной выборке, умение работать в профессиональном коллективе на таком уровне - для нас в практическом плане все было ново. Практика мне понравилась, я получила интересный и незаменимый опыт работы по своей специальности...».
5. Производственно-прикладной аспект аналитической направленности. Данный аспект был освещен в рамках доклада студентки 4 курса Дарьи Накрохиной «Отдел по работе с обращениями граждан населения Иркутской области: специфика производственно-прикладной деятельности социологов»: «...Специфика прохождения практики заключалась в ознакомлении со структурой аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность отдела по работе с обращениями граждан.
Кроме применения полученных в университете знаний, я и Мороз Мария овладели такими компетенциями, как: специалист по работе с обращениями граждан, оператор информационной базы данных (Единая система электронного управления документооборота и делопроизводства организации). Нами были выполнены следующие виды работ: прием письменных и устных (телефонных) обращений к Губернатору Иркутской области, работа с населением города Иркутска и Иркутской области, структурирование документов (ответы на обращения граждан, информация по проведению видео-конференц-связей с Администрацией Президента РФ и Полномочным представителем Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, информация по личным приемам граждан Губернатором Иркутской области), формирование архива, а также исполнение различных практических поручений. Основным мероприятием, подготавливаемым и реализуемым в ходе практики, был прием Губернатором граждан по личным вопросам. 25 июня 2010 Губернатор-Председатель Правительства Иркутской области Дмитрий Мезенцев провел прием граждан по личным вопросам. С главой региона встретились пять заявителей. Среди рассмотренных вопросов были проблемы, возникающие при реконструкции 130-го квартала, улучшения жилищных условий, сохранения базы научных учреждений...
Основными требованиями, предъявляемые работодателями к нам, были добросовестность, внимательность и ответственность к возложенным на нас обязанностям, а также вежливость и доброжелательность при регистрации и приеме письменных и телефонных обращений.
К трудностям, которые возникли во время работы, можно отнести:
- выделение основного вопроса в обращении, заявлении или жалобе, поступившей от адресата;
- внимательность при приеме и регистрации письменных обращений (если в письме не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается);
- сосредоточенность в прочтении текста письменного обращения (если письмо написано не разборчиво, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией);
- обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления.
Специфика производственно-прикладной деятельности социолога и аналитические навыки, полученные в институте, позволили сделать выводы об основных обращениях, поступивших в отдел по работе с обращениями граждан Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике. Основными темами обращений по содержанию являлись:
- предоставление жилья отдельным категориям граждан;
- вопросы социального обеспечения (материальная помощь, назначение и выплата пособий, компенсационных выплат, субсидий, пенсий; предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан);
- коммунально-бытовое обслуживание (вопросы водоснабжения, инженерного обслуживания, электроснабжения, тарифы и льготы по оплате коммунальных услуг);
- трудовые отношения (выплата заработной платы, управление в сфере занятости и трудовых отношений, о сокращении штатов и заработной платы);
- вопросы здравоохранения (лекарственное обеспечение; оказание лечебно-профилактической помощи).
Таким образом, за период прохождения практики мною и Мороз Марией были освоены такие виды работ, как своевременное рассмотрение обращений граждан и направление их для рассмотрения в соответствующие исполнительные органы государственной власти Иркутской области, а также структурирование документов, работа с архивом и электронной информационной базой данных...».
6. Научно-исследовательский и организационный аспекты. Данный ракурс прохождения практики был представлен в рамках докладов студентки 5 курса Веры Певуновой и студентки 4 курса Светланы Волковой «Использование социологических методов и методик в процессе прохождения практики в ГУЗ «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр».
В.Д. Певунова: «...Основные мероприятия, реализуемые в ходе практики: 1) анкетирование пациентов ИДЦ на темы: «Удовлетворенность пациентов работой конкретного врача и качеством конкретного вида исследования ИДЦ», 2) «Удовлетворенность пациентов работой ДЦ»; 2) осуществление телефонных переговоров с руководством организаций, в частности Салонов красоты и фитнес - клубов Иркутска, с целью привлечения к сотрудничеству с ИДЦ; 3) работа с программами MS Excel 2007, SPSS 17.0 (составление электронных баз, ввод анкет, обработка полученных данных); 4) помощь в организации праздника в честь 1 июня, распространение раздаточного материала ИДЦ среди населения; 5) ознакомление и консультирование сотрудников отдела маркетинга ИДЦ по программе SPSS 17.0; 6) написание отчетных документов по итогам проведенных исследований...
Специфика прохождения практики и новизна выполняемых работ:
• получение более глубокого представления о работе данного структурного подразделения ИДЦ;
• ведение телефонных переговоров с руководителями различных организаций;
• организация детского праздника от ИДЦ;
• ознакомление сотрудников отдела маркетинга ИДЦ с возможностями программы SPSS для обработки данных исследований.
В связи с тем, что специфика деятельности ИДЦ и отдела маркетинга ИДЦ мне уже была знакома, особых трудностей при прохождении практики не возникло. Между тем, были свои сложности при прохождении практики:
• нежелание респондентов идти на контакт при анкетировании;
• сложность в подборе индивидуального подхода в общении с каждым из респондентов;
• трудности в осуществлении телефонных переговоров с руководством организации;
• сложность в оперативности статистической обработки данных исследования.
Предложения и рекомендации по вопросам сотрудничества с работодателями:
• Оснащение мест практик специализированными программами для статистической обработки социологических данных;
• Выполнение студентом-практикантом работ аналитической направленности в большем количестве.
Студентам-практикантам при выборе места прохождения производственной практики необходимо учитывать то обстоятельство, что выполнение работ в ИДЦ связано со специфической деятельностью отдела маркетинга...».
С.Б. Волкова: «...В ходе производственной практики мы развивали свои профессиональные компетенции в области статистической обработки данных исследования, проведения анализа полученных данных и подготовки отчетных документов по результатам исследования. За время практики, нами были применены такие научные методы, как: социологический опрос (анкетирование), статистический и сравнительный анализы. Получен уникальный опыт по разработке и проведению всех технологических этапов социологического исследования на тему: «Отношение граждан к отпуску и отдыху». Особенности прохождения практики состоят в том, что мы впервые развивали свои профессиональные социологические компетенции через призму медицинских исследований...».
7. Организационный аспект также нашел отражение в выступлении студентки 4 курса Анастасии Савченко «Байкальский гражданский форум - 2010: подготовка, организация и проведение»: «...Специфика прохождения практики: во многом, работа организационного характера; опыт проведения мероприятий крупного масштаба; углубление и расширение знаний в вопросах развития гражданского общества. Трудности при прохождении практики - нехватка необходимого технического оборудования для проведения организационных работ Байкальского гражданского форума...» (база практики - Областное государственное учреждение «Аппарат Общественной палаты Иркутской области»).
8. Кадровый аспект был освещен в рамках доклада студентки 5 курса Лидии Кащеевой «Овладение профессиональными компетенциями в отделе кадрового обеспечения УФМС России по Иркутской области»: «...Отдел кадрового обеспечения УФМС России по Иркутской области является самостоятельным структурным подразделением аппарата УФМС России по Иркутской области, обеспечивающим и осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области кадровой работы, профессиональной подготовки и воспитания личного состава, а также выполняющим иные функции в соответствии с Положением об отделе кадрового обеспечения УФМС России по Иркутской области и нормативными правовыми актами ФМС России...
В рамках прохождения производственной практики был поставлен ряд задач, реализация которых была выполнена в полной мере. В ходе производственной практики по специальности я приобрела большой опыт. Развила коммуникативные навыки при общении с людьми, работе в коллективе. Овладела профессиональными компетенциями в области кадрового обеспечения...». оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство в УФМС России по Иркутской области»: «...Основные мероприятия, реализованные в ходе практики: Подготовительный этап: а) прохождение первичного инструктажа; б) ознакомление с нормативно-правовой базой деятельности организации; в) ознакомление с документацией, используемой при работе. Основной этап: а) Работа с документами (заполнение учетных карточек); б) Разбор почтовой корреспонденции по личным делам иностранных граждан; в) направление запросов в ГИАЦ МВД. Заключительный этап: подготовка отчётных документов по итогам работы.
В целом мы освоили основные направления делопроизводства отдела оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство...». Задачи: изучить особенности организации и проведения Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов; ознакомиться с материалами, задействованными в подготовке к Всероссийской переписи населения в 2010 году; провести статистический анализ данных Всероссийской переписи населения по выбранным темам; получить консультации по интересующим вопросам...
9. Вопросы организационного характера поднимала в своем выступлении студентка 5 курса Людмила Авдеева «Условия и требования к прохождению производственной практики в отделе Особенности прохождения практики: возможность изучить статистические данные Всероссийской переписи населения 2002 года, как на государственном уровне (по России в целом), так и на региональном и муниципальном (Иркутская область); получение знаний о системе организации и проведения ВПН, задачах федеральных и территориальных статистических организаций; ознакомление с логической схемой и понятийным аппаратом переписи населения, материалами и документами ВПН. Уникальные особенности прохождения практики состоят в получении опыта работы со статистическими данными; проведении статистического анализа. Предложения и рекомендации: разнообразить задачи и виды работ, выполняемых социологом- практикантом; предоставить возможность выбора прохождения практики в том отделе, который наиболее интересен социологу-практиканту в соответствии с его профессиональными компетенциями...».
10. С позиции профессионально-компетентностного подхода был построен доклад студентки 5 курса Екатерины Герасимовой «Особенности работы с данными всероссийских переписей населения в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области»: «...Цель и задачи на период прохождения практики: Цель практической работы - изучить специфику работы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области и ознакомиться с методологическими и организационными принципами организации и проведения Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов.
11. Практические рекомендации в адрес организаторов практик нашли отражение в выступлении студентки 5 курса Елизаветы Литвиновой «Результаты исследования Донорского сообщества - 2010»: «...Предложения и рекомендации по вопросам сотрудничества с работодателем: включение в производственную практику волонтерской деятельности студента - при участии в разных социальных проектах организации; практическое осуществление или частичная занятость в реализуемых проектах в качестве социологов, социальных работников, методологов и др.; развитие навыков презентации проектов и предложений, включенных в базовую программу образования, т.е. собеседование - тесты, вопросы, постановка слов в предложении и голоса и т.д...» (база практики - Молодежный Благотворительный Фонд «Возрождение Земли Сибирской»).
12. Научно-исследовательский аспект производственных практик был также освещен в рамках доклада студента 3 курса Антона Князькова «Специфика организации и проведения социологического исследования на тему «Прогнозная модель трудоустройства выпускников Института социальных наук ИГУ по специальностям «Социология» и «Менеджмент организации» с учетом потребностей региона» на базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИГУ»: «...Мы проходили практику в социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИГУ, которая обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ - от разработки программы исследования до презентации аналитических отчетов. В своей работе лаборатория использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике.
Мы работали в рамках одного из приоритетных направлений лаборатории - «Научно-образовательное пространство региона». Тема исследования - «Прогнозная модель трудоустройства выпускников Института социальных наук ИГУ по специальностям «Социология» и «Менеджмент организаций» с учетом потребностей региона». Что нам удалось сделать?
По специальности «Социология»:
1. из 83 выпускников 2003-2005, 2008 гг. по специальности «Социология» было установлено контактов и уточнено данных у 54 выпускников;
2. из 29 не найденных контактов с выпускниками 2003-2005 гг., 2008 г. по специальности «Социология» было найдено в социальных сетях 11 человек;
3. в рамках экспресс-опроса выпускников 2010 года по специальности «Социология» было опрошено 23 человек;
4. в рамках социологического мониторинга из 46 отправленных анкет по электронной почте всего было получено 20 анкет;
5. всего было занесено данных в информационные базы с использованием программы Microsoft Excel по экспресс-опросу - 23 анкеты; по социологическому мониторингу - 20 анкет.
6. осуществлен контроль качества занесения данных исследования по экспресс-опросу в информационную базу;
7. произведен общий анализ данных по мониторинговому исследованию выпускников с использованием программы SPSS.
8. подготовлена аналитическая справка по результатам проведенного исследования.
По специальности «Менеджмент организации»:
1. из 167 выпускников 2006-2009 гг. по специальности «Менеджмент организации» всего было установлено контактов и уточнено данных у 121 выпускника;
2. обновление Банка данных по выпускникам Института социальных наук всего было исправлены и дополнены данные по 89 выпускникам;
3. в рамках экспресс-опроса выпускников 2010 года по специальности «Менеджмент организации» всего было опрошено 42 человека;
4. в рамках социологического мониторинга по электронной почте было отправлено 103 анкеты, получено анкет с ответами 15;
5. всего было занесено данных в информационные базы с использованием программы Microsoft Excel по экспресс-опросу - 42 анкеты; по социологическому мониторингу - 15 анкет;
6. произведен дифференцированный анализ данных по экспресс-опросу выпускников (по специальности) с использованием программы SPSS Statistics 17.0 для Windows;
7. подготовлена аналитическая справка по результатам проведенного исследования.
В ходе прохождения практики мы приобрели опыт работы по своей специальности, на практике освоили программу SPSS, получили возможность работать с коллективом социологической лаборатории региональных проблем и инноваций...».
Со стороны работодателей особое внимание было сфокусировано на многообразии видов профессиональной деятельности социологов, принципах организации производственных и преддипломных практик и их профилизации, деятельностно-практическом участии студентов-социологов в жизни предприятия (организации):
В своем приветственном слове начальник аналитического отдела Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска - Тузова Злата Юрьевна отметила активное участие студентов-социологов в работе аналитического отдела Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска. Подчеркнула, что работа студентами-практикантами была проведена качественно. Злата Юрьевна выразила слова благодарности в адрес Института социальных наук ИГУ и надежду на дальнейшее сотрудничество.
Заместитель председателя Избирательной комиссии Иркутской области - Тимофеев Анатолий Иннокентьевич в своем выступлении подчеркнул, что Избирательная комиссия впервые в этом году принимала на практику студентов-социологов. Отметил, что специалисты Избирательной комиссии на студентов-социологов смотрят с надеждой в плане перспектив дальнейшего сотрудничества. Результаты исследования, проведенного студентами-практикантами, вызвали большой интерес, поскольку позволили выявить скрытые проблемы в работе Избирательной комиссии по привлечению молодежи к выборам. На его взгляд, студенты-социологи могут помочь Избирательной комиссии более эффективно решать поставленные задачи. С целью более эффективной организации производственных практик студентов Анатолий Иннокентьевич выдвинул предложение формировать заранее программы практик и ставить задачи практики совместно с руководителями от Института социальных наук ИГУ и от баз практик.
Заместитель начальника отдела социологических исследований Экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области - Власов Илья Сергеевич выразил признательность Институту социальных наук ИГУ от имени начальника Экспертного управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Рыморенко Игоря Александровича за качество подготовки студентов специальности «Социология», успехи в прохождении производственных практик. Отметил, что в период прохождения производственной практики студенты проявили владение знаниями и навыками дисциплин, преподаваемых в Институте социальных наук, на достаточно высоком уровне, зарекомендовали себя как тактичные, эрудированные, добросовестные исполнители. Ни разу не дали поводов усомниться в их компетентности. Все задачи, формируемые Экспертным управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, всегда выполнялись точно и своевременно. Илья Сергеевич также подчеркнул, что специалисты Экспертного управления рады сотрудничать с Институтом социальных наук ИГУ, что помощь студентов-социологов очень нужна в работе Экспертного управления. В заключение было высказано пожелание дальнейшего плодотворного сотрудничества.
В своем выступлении заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области - Овсянникова Ираида Ивановна поднимала вопросы о том, что некоторые отделы Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области в силу своей занятости и большой загруженности отказываются принимать на практику студентов. При этом существует объективная необходимость в сотрудничестве с Институтом социальных наук, социологической лабораторией региональных проблем и инноваций. Ираида Ивановна отметила, что специалисты Иркутскстата проводят дополнительные выборочные обследования по собственной инициативе с целью повышения качества своей аналитической работы. Выступила с предложением привлекать студентов, желающих получить практические навыки проведения социологических опросов. Более того, она подчеркнула, что в рамках задач практики можно не ограничиваться только опросом. Рамки сотрудничества при желании можно расширить, например, под руководством специалиста студенты могут обработать данные опроса, обобщить их и сформулировать выводы. Ираида Ивановна перечислила темы аналитических записок, которые будет делать Иркутскстат в октябре-декабре текущего года: «Жилищное и социально-культурное строительство», «Старшее поколение Приангарья», «Трудовой потенциал и его использование», «О ценовой ситуации на строительном рынке», «О состоянии транспортного комплекса», «Потребительский рынок в условиях кризиса», «Розничные рынки Иркутской области». Кроме того, в 2011 году запланирована подготовка 18 аналитических записок по следующим темам: «О производстве продуктов питания», «Личные подсобные хозяйства в условиях многоукладной экономики», «Тенденции покупательской способности населения в кризисных условиях», «Материнство и детство в Иркутской области», «Потеря трудоспособности как фактор социального риска». В заключение Ираида Ивановна выразила надежду на совместное планирование и проведение научно-исследовательских работ, предварительно согласовывая сроки реализации проектов.
Подводя итоги конференции заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИГУ Т.И. Грабельных отметила, что в соответствии с ФГОС-3 в качестве основных видов профессиональной деятельности социолога сохраняются:
-научно-исследовательская деятельность;
-производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);
-проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учетом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);
-организационно-управленческая деятельность (во всех областях профессиональной деятельности);
-педагогическая деятельность.
В ИСН ИГУ бакалавр по направлению подготовки 040100 - Социология будет специализироваться по профилю «экспертно-аналитическая деятельность».
Также было акцентировано внимание, что на протяжении последних лет Институт социальных наук и социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций как его структурное подразделение и координатор производственных и преддипломных практик последовательно проводит курс на развитие долгосрочного сотрудничества на договорной основе в аспекте укрепления профессиональных связей и отношений. Если в 2009 г. производственную практику по специальности «Социология» на договорной основе прошли 40% студентов, то в 2010 г. - 100 %.
В заключении директор Института социальных наук ИГУ, доктор философских наук, профессор Владимир Алексеевич Решетников поблагодарил участников и гостей конференции, отметив, что необходимо и дальше работать с принимающими организациями по вопросу организации практик студентов в аспекте формирования более четких запросов со стороны работодателей.
Другие фотографии с мероприятия смотрите в фотоальбоме конференции.
(Фото Е.В. Гольцовой)