Шрифт:

Институт социальных наук Иркутского государственного университета принял активное участие в VII Всероссийском статистическом диктанте–2025

13 октября 2025

С 7 по 13 октября 2025 года студенты и преподаватели Института социальных наук ИГУ приняли активное участие в VII Всероссийском статистическом диктанте. Статистический диктант в 2025 г. проводился совместно с платформой «Россия – страна возможностей» в онлайн-формате. Этот проект на протяжении семи лет помогает гражданам России проверить свой уровень статистической грамотности. Участники отвечали на 30 вопросов в 6 тематических блоках.
Организатором и ответственным модератором мероприятия выступила зав. кафедрой социальной философии и социологии, доктор социологических наук, профессор Татьяна Ивановна Грабельных. В диктанте приняли участие студенты 1-4 курсов очной и заочной форм обучения направлений подготовки «Социология», 3-4 курсов направлений «Социокультурная деятельность» и «Менеджмент», а также 4 курса направления «Социальная работа» и др. Волонтерскую помощь в проведении мероприятия оказывали студенты-социологи 4 курса Елена Шуваева и Дарья Давыдова.
Своими отзывами поделились участники диктанта.
Анастасия Лазарева, студентка 4 курса: «Статистический диктант затронул важную проблему в одном из блоков вопросов: связь социологии и международных отношений. Традиционный подход к международным отношениям часто фокусируется на государствах как на единых акторах, взаимодействующих через дипломатию, торговлю и конфликты. Но такой взгляд упускает главное — человеческое и социальное измерения. Социология привносит его, отвечая на критически важные вопросы: Что движет общественным мнением и как оно влияет на внешнюю политику государства? Как миграционные потоки трансформируют социальный ландшафт принимающих стран и стран исхода? Как глобализация и распространение цифровых технологий создают новые формы транснациональной идентичности (например, граждан мира или участников глобальных интернет-сообществ)? Без социологии мы не сможем понять, почему антиглобалистские движения набирают силу, как культурные различия становятся причиной международных трений или почему одни международные инициативы находят поддержку у населения, а другие встречают ожесточенное сопротивление».
Елена Шуваева, студентка 4 курса: «Все вопросы были очень интересными и разными, но больше всего наше внимание привлекли вопросы из блока истории. Понимание современных демографических вызовов, промышленного потенциала или геополитического положения России невозможно без знания исторического контекста. Включение исторической статистики в диктант – это не случайность, а отражение глубокой потребности современного российского общества. Для таких акций, как диктант, это важно, так как они проверяют не просто знание дат, а понимание причинно-следственных связей в развитии страны, что важно для социологов».
Анастасия Соколова, студентка 4 курса: «Было много вопросов, связанных со статистикой и социологией в их взаимосвязи. В том числе, про специальные термины, также вопросы, где надо было рассчитать ответ, например, про количество браков и разводов. По содержанию вопросов делаем выводы, что статистическая методология развивается».
Анастасия Александровна Зайковская, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной философии и социологии ИСН: «По результатам прохождения статистического диктанта я сделала вывод, что он является мощным инструментом просвещения молодежи, который не только развивает критическое мышление и цифровую грамотность через анализ реальных данных Росстата, но и играет ключевую роль в сохранении исторической памяти. Вопросы, посвященные статистике Великой Отечественной войны, например, из сборника «Цифры Победы», превращают абстрактные знания в конкретные факты: объемы производства военной техники, масштабы потерь и мобилизации. Это позволяет молодым людям не только глубже понять историю, но и объективно оценивать современные социально-экономические процессы, формируя осознанный патриотизм и устойчивость к фальсификациям. Таким образом, Диктант воспитывает вдумчивое поколение, способное анализировать прошлое и настоящее, опираясь на достоверные данные».
Студенты 4 курса направления «Социальная работа»: «Прохождение диктанта сфокусировало внимание на вопросах, которые ранее не рассматривались, но вызывали интерес. Это познавательный и, одновременно, сложный опыт».
По мнению участников диктанта, самый сложный вопрос: «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности, воздушного пространства над нами, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. За 2024 год площадь ООПТ составила?».
Особенно интересными участникам диктанта показались вопросы, связанные с деятельностью БРИКС.
Резюмируя участие в мероприятии, зав. кафедрой социальной философии и социологии Татьяна Ивановна Грабельных отметила высокую заинтересованность вузовской общественности в участии в столь знаковом событии, приуроченном ко Всемирному дню статистики: «…Безусловно, этот проект нацелен на повышение уровня статистической грамотности и распространение культуры работы с данными, что представляется чрезвычайно важным в современном цифровом мире».
По результатам прохождения диктанта все участники получат именные сертификаты.

© 1999-2025, Институт социальных наук ИГУ