29 января 2024
26 января 2024 года Хохлова Ольга Михайловна – доцент кафедры государственного и муниципального управления и Попов Максим Юрьевич – старший преподаватель кафедры социальной философии и социологии вместе с большой командой представителей других институтов Иркутского государственного университета посетили среднюю школу административного центра Осинского района Иркутской области и сельского поселения Оса с целью профессиональной ориентационной деятельности, осуществляемой Институтом социальных наук. Нас встретила морозная погода, заснеженный потрясающе красивый пейзаж и добродушные сельские учителя, которые устроили нам настоящий праздник профориентации, которая проходила в новой трехэтажной кирпичной школе.
Правильный выбор профессии позволяет школьникам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования в будущем, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
Рано или поздно, в нашей жизни наступает момент, в котором мы задумываемся: «Как же будет устроена моя жизнь дальше?». Наступает практически ужас, потому что в наше время гигантское количество институтов, университетов, колледжей. Из этого изобилия учебных заведений, нам нужно выбрать одно, а впоследствии и единственную специальность, с которой мы свяжем свою жизнь в дальнейшем. Вопрос этот очень сложен, и сами мы его решить не можем, именно в этот момент приходит нам на помощь такая вещь, как профориентация (от лат. professio – род занятий, а от фр. orientation – установка).
Профориентация представляет собой целую систему мероприятий, проводимую с целью выявления склонностей человека к тому или иному роду профессиональной деятельности.
Профориентация помогает нам ответить на такие вопросы:
Какие профессии существуют?
Какие профессии мне подходят по характеру?
Какую профессию выбрать?
В какое учебное заведение пойти учиться?
Если вы нашли ответ на эти вопросы, дальнейшее зависит только от вас: подготовиться к ЕГЭ по тем предметам, которые вам необходимы для поступления.
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого своего желания и затем исполнял их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
В выборе профессии цели должны обеспечиваться внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.
Планируя профессиональную карьеру необходимо выделить следующее:
1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
3. пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если Ваша цель – выбор профессии в соответствии с Вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
на какой уровень образования (высшее, среднее специальное и т.д.) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор считается правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, Вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». Высшим пилотаже в правильном выборе будущей профессии является следующее ощущение: «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая» (о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау). «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха!
Максим Юрьевич Попов поделился с будущими выпускниками своими советами: «Очень часто ученики не могут определиться с будущей профессией, с выбором вуза для дальнейшего обучения, а ведь это очень важно! Определенность – одно из важных качеств, о дальнейшем профессиональном самоопределении нужно задумываться уже в 8-9 классах. Хочу дать Вам несколько советов:
1. Уделяйте больше внимания предметам, которые Вам важны и интересны.
2. «Не заучивайтесь»! Делайте перерывы между занятиями.
3. Верьте в свои силы, но не переоценивайте себя! Если вы не обладаете необходимыми навыками для вашей будущей профессии – это повод меняться!
4. Не надейтесь на везение, знание и старание – единственный гарант успеха!
5. Используйте все возможности, участвуйте в олимпиадах, творческих конкурсах. Учитесь всему новому!».
Ольга Михайловна Хохлова также дала советы и наставления будущим абитуриентам: «Успешность в профессиональной карьере – это залог успешного будущего! Старайтесь стать ценным человеком. Стремись к тому, чтобы жизнь имела смысл. Для достижения успешности необходимо изучить все, что касается твоей будущее профессии; постараться понять, что именно придаст уверенность в своих силах и раскованность в работе. Разберитесь в своих душевных переживаниях, изучите свои недостатки, познайте свои сильные стороны, создайте собственную сеть людей, которые полагаются на Вас, к которым можно обратиться. Нужно выработать необходимые для достижения цели качества: целеустремленность, независимость, хладнокровие, объективность, трудолюбие. Если следовать целям и улучшать свои качества и умения, то каждый человек вполне может стать успешным в своем деле!».
Надеемся, что наши поездки в школы, знакомства с учителями и школьниками принесут нам в будущем свои важные показатели, ведь Иркутский государственный университет, сегодня, как и всегда – это качественное классическое образование! А уж на какой специальности здесь остановиться – выбор за Вами! Успешного Вам будущего, наши дорогие выпускники!