4 мая 2023
18 апреля 2023 года на заседании диссертационного совета 5.4.02.03 Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина состоялась защита диссертации Елены Олеговны Нидергаус на тему «Изменение профессиональных ценностей преподавателей в условиях трансформации университетского образования». Диссертационное исследование представлено на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Меренков Анатолий Васильевич. Первым официальным оппонентом по диссертации выступила доктор социологических наук, профессор Татьяна Ивановна Грабельных.
Заведующей кафедрой социальной философии и социологии Иркутского государственного университета Грабельных Т.И. дана высокая оценка диссертационной работы и сделано заключение, что «…диссертация на тему «Изменение профессиональных ценностей преподавателей в условиях трансформации университетского образования» соответствует основным требованиям, которым должна отвечать диссертация, выдвинутая на соискание ученой степени кандидата наук, соответствует п. 9 Положения о присуждении ученых степеней УрФУ, а ее автор Нидергаус Елена Олеговна заслуживает присуждения ученой степени кандидата социологических наук по специальности 5.4.4 Социальная структура, социальные институты и процессы».
По содержанию отзыва.
В своем отзыве Грабельных Т.И. отметила, что «…Современный мир характеризуется глубокими социальными трансформациями и высокими темпами преобразований во всех сферах жизни человека. Стремительно меняются экономические и политические условия, система организации труда, быта, досуга больших масс людей под влиянием научных и информационно-технологических достижений. Возникает проблема осознания необходимости сохранения традиционных ценностей, которыми люди руководствовались на протяжении многих веков, и их замены на новые. Диссертационная работа Елены Олеговны Нидергаус посвящена анализу изменений в системе профессиональных ценностей преподавателей, происходящих в условиях трансформации университетского образования в настоящее время.
Основные ценности, которыми преподаватели руководствуются в своей работе со студентами, складывались постепенно в течение нескольких столетий. Их содержание диктовалось потребностями рынка труда в подготовке высококвалифицированных работников для конкретных сфер общественной жизни. Выпускники университета должны владеть знаниями, накопленными наукой, практикой создания различных технологий и механизмов на протяжении всей предшествующей истории человечества. При этом не только узкопрофессиональными знаниями, но и теми, которые определяют нормы и правила поведения людей, понимание технологий управления общественными процессами, реализацию цели и смыслов жизни личности.
Основной ценностью профессиональной деятельности преподавателей было умение доказать студентам важность получения разносторонней подготовки, обеспечивающей приобретение особого общественного статуса людей, превосходящих по уровню знаний тех, кто не имеет высшего образования. Современная жизнь существенно изменила представление о том, чему учить будущих специалистов, исходя из трансформационных социальных процессов, происходящих в России и мире.
Новизной работы является то, что диссертант анализирует профессиональные ценности преподавателей университетов с позиций временного фактора: исторического периода их возникновения и времени утверждения в сознании трех возрастных групп педагогов, работающих в вузах России. Раскрывается содержание, направленность трудовой деятельности, которой занимались преподаватели в период господства модели университетского образования, предложенного два века назад В. Гумбольдтом, и современной, возникшей при внедрении модели предпринимательского вуза…».
По мнению доктора социологических наук, профессора Грабельных Т.И., «…Результаты социологического исследования профессиональных ценностей молодых преподавателей показали, что их деятельность определяется в большей степени такими факторами, как неполный рабочий день, удобный график, статус профессии, уровень материального вознаграждения. Значительная часть респондентов не считают, что реализуют в работе свое призвание. Более того, они не рассматривают себя носителями той моральной, трудовой культуры, на освоение ценностей которой должны ориентировать тех, кого учат.
Диссертантом выявлено, что у молодых преподавателей господствует ориентация на выработку у студентов базовых знаний по профессии. Не в полной мере осознается значимость формирования общекультурных компетенций, включающих понимание целей и смыслов самореализации и самоутверждения личности в современном мире. Те, кто недавно пришел в вуз и стал учить студентов, для реализации ценности такой воспитательной работы, нуждаются в соответствующей подготовке.
На основе полученных данных диссертант делает вывод о том, что молодые преподаватели сравнительно быстро воспринимают нововведения. Они достаточно успешно включаются в научно-исследовательскую работу, осваивают новые технологии организации образовательного процесса. Диссертант делает вывод, что в представлениях молодого поколения современный преподаватель - это исследователь, готовый стать продавцом результатов исследовательской деятельности и образовательных услуг. При этом качество и интенсивность их работы определяется размерами возможного вознаграждения. Господствует вполне понятный прагматический подход, который, видимо, должен быть дополнен принятием ценностей их профессиональной деятельности для всего общества, а не только себя (С. 60-68).
Подводя итоги, следует отметить, что Елена Олеговна Нидергаус на высоком научном уровне раскрыла основные факторы, определяющие становление и развитие профессиональных ценностей трех возрастных групп, которые составляют общность преподавателей университета в условиях его перехода к модели предпринимательского вуза. Предложена методология анализа особенностей соединения разных по содержанию и направленности профессиональных ценностей преподавателей, определяющих обучение студентов, занятие научной работой, коммерческой деятельностью. Данные эмпирических исследований доказывают основные теоретические положения диссертационного исследования. Выявлены основные противоречия, характеризующие профессиональные ценности преподавателей разных возрастных групп в университетах страны…».
Также в работе Грабельных Т.И. поставлены «…вопросы, которые побуждают к дальнейшему изучению темы:
1. В процессе перехода от модели классического университета к модели предпринимательского университета меняется соотношение традиций и инноваций, экономической эффективности и социальных ценностей университетского образования, степень автономии университетов. В этой связи, какие изменения произошли в самой модели предпринимательского университета в России за период с 2007-2008 гг. по настоящее время?
2. В работе сделан вывод, что «Переход к новым моделям организации высшего образования ведет к преобразованиям в иерархии профессиональных ценностей преподавателей университетов, представляющих разные поколения» (С. 38). В соответствии с авторским определением «профессиональных ценностей преподавателей» как «…совокупности ориентиров, определяющих реализацию потребности социальных субъектов в подготовке квалифицированных кадров для обеспечения функционирования и развития общества, государства, разных сфер производства в конкретных социокультурных условиях» (С. 28), видится важным более широкое освещение вопроса о масштабе и последствиях влияния демографического фактора.
3. В процессе изучения «престижа профессии преподавателя вуза» автором сделан один из выводов о том, что «…преподавателями по призванию молодые представители профессии себя не считают, что затрудняет формирование у них всей совокупности ценностей труда, которым они занимаются» (С. 118). Вопрос - какие шаги следует предпринять вузам, чтобы повысить мотивацию у молодых специалистов к работе в высшей школе и соответственно их трудовой потенциал?».
В ходе защиты были получены аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Ссылка на информацию о диссертации: