16 марта 2023
14 марта 2023 г. в рамках мероприятий, посвященных 25-летию Института социальных наук ИГУ, состоялась профессиональная встреча преподавателей кафедры социальной философии и социологии и студентов 2-3 курсов по направлению «Социология» с Диной Александровной Марковой - основателем, владельцем и директором Исследовательского центра «SMP Research». Мероприятие традиционно проводится в рамках практико-ориентированного лектория «Моя карьера». Руководитель центра является выпускницей кафедры социальной философии и социологии 2003 года. В обсуждении специфики современной социологической деятельности принимали участие зав. кафедрой социальной философии и социологии, доктор социологических наук, профессор Т. И. Грабельных, доценты кафедры социальной философии и социологии, кандидаты социологических наук Н.А. Саблина и Е.С. Кузьмина.
В приветственном слове зав. кафедрой Т.И. Грабельных подчеркнула, что в преддверии Юбилея Института социальных наук преподаватели и выпускники кафедры социальной философии и социологии готовы поделиться своим опытом профессиональной деятельности, трудовыми достижениями и видением перспектив организации и проведения социологических исследований в новых условиях.
Профессиональный путь от выпускника до руководителя компании: После окончания обучения в Институте социальных наук с отличием Дина Маркова начала свой карьерный путь от менеджера проектов в социологической исследовательской организации г. Иркутска. Желание доказать крупным федеральным клиентам, что в г. Иркутске и Иркутской области есть специалисты, готовые проводить качественные социологические и маркетинговые исследования, сподвигло социолога к открытию своего собственного исследовательского центра «SMP Research». Как отметила Дина Александровна: «Проще начинать свой собственный бизнес и рисковать, когда еще ничего нет и нечего терять». Преодолевая большие трудности, благодаря огромной силе воли, стремлению к достижению цели и предприимчивости, ей удалось начать свою независимую исследовательскую деятельность. По словам руководителя компании, «…первый год компания с трудом выжила, поскольку спецификой социологической исследовательской деятельности является узкий рынок, при этом реклама в данной сфере не эффективна, работает только «сарафанное радио» при условии, что все заказы всегда выполняются качественно и в установленный срок. Всем крупным клиентам нужны подрядчики, с которыми не будет проблем и которые выполняют исследовательские проекты качественно и быстро».
Профессиональная деятельность в настоящее время: Исследовательский центр «SMP Research» выполняет заказы на разные тематики с учетом различных запросов и потребностей клиентов (больше всего маркетинговых исследований) от полевых исследований до исследований полного цикла с использованием количественных и качественных методов. По словам Дины Александровны: «Работа социолога способствует возрастанию внутренней стрессоустойчивости, когда приходится выполнять большой объем работы в ограниченные сроки, развивается умение взаимодействовать и выстраивать коммуникации с различными категориями населения, например, при работе с VIP-клиентами». Характеризуя современную социологическую деятельность, иркутский социолог отметила, что «…исследование - это всегда какое-то приключение, всегда какой-то вызов». Отвечая на вызовы, исследовательский центр «SMP Research» успешно развивается на протяжении 15 лет, за это время удалось открыть 2 филиала в Читинской области и Якутии. Дина Александровна большое значение придает приверженности принципам проведения исследования и этике социолога в достижении успеха.
Состояние рынка социологических и маркетинговых услуг в регионе: На протяжении 15 лет, как отмечает Дина Маркова, «…рынок проведения социологических и маркетинговых исследований очень изменился: раньше были исследования с очень сложными анкетами и методикой проведения, 80% - поквартирные опросы, сейчас они составляют только примерно 10% всех опросов, также опросы на бумажных анкетах составляют только 20-30%, остальные опросы проводятся на планшетах». Также было акцентировано внимание, что сегодня большое внимание уделяется использованию качественных методов при проведении исследований: интервью, фокус-группам. В массовых опросах в последнее время в основном используются телефонные опросы и онлайн-панели. Изменение рынка социологических исследований происходит, с одной стороны, в связи с развитием новых технологий, с другой стороны, в связи с новыми социально-экономическими и политическими процессами в обществе. На взгляд руководителя компании, «…самое сложное в данном бизнесе - создать исследовательскую сеть и ее сохранить, не смотря на все возникающие сложности. В среднем исследовательский центр «SMP Research» реализует 150 проектов в год, самый масштабный проект был по тендеру Правительства Иркутской области, когда нужно было за 30 дней провести опрос 16000 чел. по различным муниципальным образованиям».
Напутствие студентам-социологам в реализации жизненных и профессионально-образовательных стратегий: В качестве практических рекомендаций студентам при открытии своего бизнеса было высказано напутствие, что для начала лучше поработать в найме в исследовательской деятельности, узнать какие бывают проекты и сложности в их реализации, а уже потом открывать свое исследовательское агентство. Для современного общества характерна огромная скорость развития, все очень быстро меняется и устаревает, поэтому часто приходится менять направления и сферу своей профессиональной деятельности. Поэтому нужно быть готовым к тому, что предстоит учиться всю жизнь. Обучение в университете как раз дает возможности научиться учиться. Любое направление деятельности требует от каждого из нас вкладывать свой ресурс и время, тогда и будет возможность достигнуть хорошего результата».
Итоги встречи: В рамках проведенных обсуждений студенты-социологи проявили высокую заинтересованность и активность. Они также отметили, что данная встреча для них выступила огромным мотивирующим фактором в развитии своих образовательных и профессиональных траекторий. В целом, Юбилейное мероприятие закрепило желание студентов, преподавателей и работодателей продолжать проведение совместных встреч по актуальным вопросам профессиональной социологической деятельности.