27 апреля 2018
26 апреля 2018 года в рамках проведения Международного дня детских телефонов доверия и информационно-просветительской кампании «На расстоянии звонка», в институте социальных наук Иркутского государственного университета прошла I областная конференция «Проблемы технологизации работы консультантов телефона доверия в Иркутской области», организованная ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» Институт социальных наук и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Целью конференции являлось обобщение опыта практической деятельности региональных и муниципальных служб детского телефона доверия, начавших работу под единым общероссийским номером в 2010 году, обмен опытом в решении возникающих проблем в работе службы.
В конференции приняли участие представители таких учреждений как ОГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска», ГБУ «Центр профилактики, коррекции и реабилитации», ОГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района», ОГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района», Государственное автономное учреждение Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Институт социальных наук, ОГКУ «Центр реабилитации наркозависимых «Воля», Филиал ОГКУ Центр ГО и ЧС. «Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Центр обработки вызовов системы экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Иркутской области».
Конференция прошла в формате пленарного заседания, мастер-классов и секций для студентов и специалистов в сфере телефонного консультирования. Мастер-классы для специалистов и студентов на тему «Коммуникативная компетентность консультанта телефона доверия» проводили Скибо Елена Петровна, врач психиатр высшей квалификационной категории, нарколог-психотерапевт, автор книг по психическому здоровью и программы «Профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде», Бушкова Ася Анатольевна, заведующая отделением «Экстренная психологическая помощь по телефону» ОГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска», Черентаева Елена Николаевна, оперативный дежурный-психолог Центра обработки вызовов системы обеспечения вызовов системы экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Иркутской области, Центр ГО и ЧС, Темергазина Елена Владиславовна, консультант отделения «Экстренная психологическая помощь по телефону» ОГКУ СО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска.
В выступлениях специалистов были озвучены вопросы качества экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону, проблемы подготовки кадров для службы детского телефона доверия, меры по обеспечению доступности помощи детского телефона доверия (работающего под единым общероссийским номером или отдельно выделенным региональным номером), мероприятия для повышения уровня информирования о работе телефона доверия для детей и подростков, приоритетные направления дальнейшего совершенствования работы этих служб, психолого-педагогические и этические проблемы оказания помощи по телефону. Так же участники конференции ознакомились со сложившейся практикой деятельности служб экстренной психологической помощи, принимающих обращения от детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, ситуации жестокого обращения и т.д.
Введение в 2010 году единого общероссийского номера детского телефона доверия, создание и поэтапное развитие служб экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков с целью обеспечения доступности и эффективности данной социально-психологической услуги для каждого ребенка независимо от места его проживания, возраста, социального статуса. По словам советника отдела развития форм социального обслуживания несовершеннолетних и семей, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Герасимовой Елены Владимировны, за время работы детского телефона доверия в Иркутской области было принято - 137982 звонка, из них за 2017 поступило 23638 звонков, из них от детей и подростков - 11403. Количество звонков ежегодно растет. В связи с чем работа в телефонных службах экстренной психологической помощи требует от психологов - консультантов высокой степени профессионализма и большого опыта работы.
Вместе с тем участники конференции отметили, что в настоящее время сохраняется ряд проблемных вопросов, связанных с определенной социальной изоляцией служб, работающих под единым общероссийским или региональным номером, проблемой организации супервизорской работы служб и проявившейся потребности в выпуске Вестника специалистов службы детского телефона доверия.
Участники конференции выразили уверенность в том, что реализация предложенных рекомендаций послужит успешному осуществлению деятельности служб телефона доверия и их дельнейшему развитию.