Шрифт:

Мнения иркутян по актуальным проблемам современного мира и России

11 июля 2016

С 4 по 6 июля 2016 года студенческими исследовательскими группами первого курса направления подготовки «Социология» в рамках учебной практики на базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ» были проведены три экспресс-опроса среди иркутян. Для исследования были выбраны наиболее актуальные темы, по мнению студенческой молодежи: 1) «Молодежные культуры и субкультуры Иркутской области»; 2) «Развитие внутреннего туризма с учетом санкционной политики стран (на примере Россия-Турция)»; 3) «Отношение к Чужому в повседневной жизни». Опросы проводились методом анкетирования посредством случайного отбора населения в популярных общественных местах города Иркутска (ТРЦ «Модный квартал», ул. Урицкого, Набережная города Иркутска, сквер им. Кирова). Всего опрошено 900 чел. (по 300 чел. по каждой из тем). Научный руководитель исследовательских проектов - д-р социол. наук, профессор Т.И. Грабельных. В качестве исполнителей первого проекта выступили: Валентин Завгородний, Нура Аль-Мандиль, Николай Кожевников, Ян Раднаев. Исполнители второго проекта - Анастасия Лбова, Татьяна Плюснина, Светлана Петроманова, Агния Балюева. Реализация третьего проекта осуществлена Марией Костяевой, Артемом Гончар, Алиной Заборской и Анной Кушковой.

В ходе проведенного исследования по вопросам влияния молодежной культуры и субкультуры на стиль жизни молодёжи было выявлено, что молодежь Иркутской области в возрасте от 14 до 30 лет в незначительной степени информирована о существовании молодёжных культур и субкультур. Наиболее известной молодежной культурой и субкультурой являются рокеры (14,4%). Также молодёжи Иркутской области в большей степени известны аниме (13,9%), хипстеры (12,3%), косплееры (11,5%), металлисты (10,7%) и хиппи (8,7%). Наименее известной молодежной субкультурой для респондентов оказались фрики (7,0%). По вопросу принадлежности респондентов к определенной молодёжной культуре и субкультуре обнаружилось, что подавляющее большинство ответов респондентов, а именно 77,7%, указывает на то, что опрошенная молодёжь не относит себя ни к какой молодежной культуре и субкультуре, т.е. не идентифицирует себя с ними. Только 4,2% ответов указывают на свою принадлежность к рокерам, по 3,2% - к косплеерам и аниме, соответственно, по 1,9% - к металлистам и панкам. Также проявилось, что в настоящее время имеющие место молодёжные культуры и субкультуры Иркутской области практически не влияют на образ и стиль жизни молодёжи региона (54,7% респондентов отметили, что «не повлияли»; 31,7% - «повлияли, но не в значительной степени»).

По итогам экспресс-опроса населения на предмет выявления мнения о специфике развития внутреннего туризма, подтвердилось, что на развитие внутреннего туризма в России существенно повлияло введение санкционной политики разных стран. Введение санкций со стороны России в отношении туристических потоков в Турцию в ситуации обострения международных отношений не могло не отразиться на развитии внутреннего туризма в Иркутской области. В ходе исследования было выявлено, что значительная часть населения Иркутской области (71,7%) информирована о возобновлении отношений с Турцией в сфере туризма. Что касается их возобновления как фактора влияния на развитие внутреннего туризма в Иркутской области позиции разделились: «да, повлияет» отметили 36,7%, «нет, не повлияет» - 36,7%; затруднились ответить 26,6%. На последний вопрос «При организации собственного отдыха в этот летний период Вы предпочли бы отдых в…?» 74,0% респондентов сделали выбор в пользу отдыха в Иркутской области (Байкал), в то время как только 26,0% указали Турцию. Таким образом, несмотря на отмену санкций, тенденция к развитию внутреннего туризма продолжает нарастать.

Целью проведения третьего экспресс-опроса было выявление отношения населения к Чужому в повседневной жизни в пространстве города Иркутска. Респондентам было предложено ответить на 3 вопроса, отражающие проблему субъект-субъектного взаимодействия в крупном городе, которые носили закрытый характер: 1) «Готовы ли Вы помочь Чужому?»; 2) «Готовы ли Вы принять помощь Чужого?»; 3) «Готовы ли Вы пойти за Чужим?». Исследование показало, что на рубеже XX-XXI вв. в период крупных социальных трансформаций и усиливающейся глобализации кардинально изменился тип отношений «Свой-Чужой». В то же самое время не наблюдается глубокий «социальный разрыв» между Своим и Чужим. Так, по результатам исследования обнаружилось, что 80,7% респондентов готовы помочь Чужому; 65,7% - готовы принять помощь Чужого. Между тем, как высказали свою готовность пойти за Чужим - 39,0%, ответили отрицательно - 42,7%, 18,3% - затруднились ответить. Таким образом, население Иркутской области во многом готово помочь Чужому, нежели принять помощь от Чужого. По полученным данным видно, что некоторая часть населения готова пойти за Чужим.

«Проведенные исследования позволяют сделать вывод о достаточной степени информированности иркутян по актуальным проблемам современного мира и России, также на их основе стало возможным составление социального портрета иркутян, отличительными особенностями которого выступили: избирательность стилевого поведения молодежи, опора населения на внутренние ресурсы и видение привлекательности родных мест, приемлемость различных технологий социального партнерства в повседневной жизни», - резюмирует полученные результаты доктор социологических наук Татьяна Грабельных.

© 1999-2024, Институт социальных наук ИГУ