Основное направление научной деятельности кафедры и социологической лаборатории региональных проблем и инноваций (СЛРПИ, ИСН): «Развитие социальных структур и социальных институтов в аспекте социальных взаимодействий России и современного мира» (руководитель - д-р социол. наук, проф. Грабельных Т.И.).
В рамках научного направления реализуются следующие темы:
- Инновационная модель и стратегия развития партнерских отношений образовательных систем и субъектов регионального развития.
- Развитие гражданского общества в условиях угроз, вызовов и рисков: теория и практика.
- Инновационное пространство региона: структура, механизмы формирования, перспективы развития.
- Ментальность в социальных пространствах России.
- Пространства социальной напряженности и глобальные вызовы современности.
Новые научные направления реализуются в Иркутском государственном университете с 2015 г. Сфера научных интересов и реализуемых направлений соответствует социальному и государственному спросу региона на эффективные инструменты и механизмы решения социально-значимых проблем.
На протяжении многих лет приоритетным научным направлением Института социальных наук ИГУ являлось «Гуманизм: теория, мировоззрение и социальная практика» (научный руководитель - д-р филос. наук, проф. В.А. Решетников).
С 2008 г. на базе социологической лаборатории (СЛРПИ) с участием студентов-социологов проводятся мониторинговые исследования проблем развития регионального рынка труда («Малый мониторинг», «Большой мониторинг»), в которых принимают участие выпускники Института социальных наук, а также экспертные опросы ведущих работодателей Иркутской области по вопросам качества и эффективности их взаимодействия с вузами в новых условиях. В пандемический период в Иркутской области были проведены социологические исследования по новым кризисам и социально-турбулентным процессам (июль 2020 г.), а также по теме «Традиционные и новые «коридоры» возможностей в условиях новой социальной реальности» (июль 2021 г.).
Преподаватели кафедры активно участвуют в организации и проведении международных, российских и региональных мероприятий социально-значимого характера разного уровня, в том числе международных научно-практических конференций, проводимых на базе ИГУ и Общественной палаты Иркутской области:
Вторая международная научно-практическая конференция «Цивилизационные сдвиги в пространстве города: традиции и проектирование будущего», посвященная 360-летию города Иркутска, г. Иркутск, 27-28 мая 2021 г.;
Международная научно-практическая конференция «Пространства социальной напряженности, глобальные и региональные вызовы и акторы устойчивого развития в современную эпоху: стратегические консенсусные взаимодействия и новые прорывы», г. Иркутск, 10-11 декабря 2020 г.;
Международная научно-практическая конференция «Статистика в стратегическом развитии России: факты, оценки, прогнозы социально-экономических и демографических процессов», г. Иркутск, 8 апреля 2020 г.;
АСПИРАНТУРА
При кафедре функционирует аспирантура по научной специальности: 5.4.4 - «Социальная структура, социальные институты и процессы» (руководитель - д-р социол. наук, проф. Грабельных Т.И.). Кафедра социальной философии и социологии является профильной кафедрой, выпускающей аспирантов по данной научной специальности.
Код Направление | Профиль/ Направленность/ Специальность | Набор |
---|---|---|
5.4. Социология | 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы | очная, 2022-2025 |
очная, 2023-2026 |
Профессора кафедры осуществляют научное руководство диссертационными исследованиями, проводят активную деятельность по официальному оппонированию кандидатских и докторских диссертаций по социологии и философии, научному редактированию изданий.
В реализации основных научных направлений принимают участие студенты и аспиранты кафедры.
Актуальные вопросы подготовки диссертационных исследований по социологическим наукам в современных условиях: опыт Диссертационного совета УрФУ
В рамках научного сотрудничества Института социальных наук Иркутского государственного университета с кафедрой прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина 23 марта 2023 г. состоялся научный семинар - встреча преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры социальной философии и социологии ИСН ИГУ с руководством Диссертационного совета УрФУ 5.4.02.03. Мероприятие проходило в формате онлайн-встречи на платформе Zoom.
В ходе встречи заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского гуманитарного института УрФУ, доктор философских наук, профессор, председатель Диссертационного совета Анатолий Васильевич Меренков акцентировал внимание на актуальных вопросах защиты диссертационных исследований по социологическим наукам в современных условиях. По процедурным вопросам защиты выступила профессор кафедры прикладной социологии Департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института УрФУ, доктор социологических наук, профессор, ученый секретарь Диссертационного совета Наталья Леонидовна Антонова.
В рамках мероприятия состоялось обсуждение тем диссертационных исследований всех аспирантов 1-го года обучения кафедры социальной философии и социологии по направлению подготовки 5.4. Социологические науки, направленности 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы. В обсуждении принимали участие научные руководители диссертационных исследований, профессорско-преподавательский состав кафедры.
Резюмируя итоги встречи, заведующая кафедрой социальной философии и социологии Института социальных наук ИГУ, доктор социологических наук, профессор Татьяна Ивановна Грабельных отметила: «...Осуществляя подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по социологическим наукам, кафедра видит принципиально важным развитие сотрудничества с экспертами диссертационных советов других вузов. Социологи Уральского федерального университета имеют огромнейший опыт подготовки социологических кадров, богатые традиции защит кандидатских и докторских диссертаций по социологическим наукам. Мы искренне благодарны руководству Диссертационного совета УрФУ 5.4.02.03 и лично Анатолию Васильевичу Меренкову и Наталье Леонидовне Антоновой за возможность обсуждения тем диссертационных исследований наших аспирантов, за важные и ценные рекомендации, за то, что поделились своим уникальным опытом проведения защит в наше время».
Участники мероприятия подчеркнули важность и необходимость проведения подобного рода научных встреч, открывающих новые перспективы для углубления сотрудничества в подготовке социологических кадров.
Официальное оппонирование: экспертная оценка по актуальной теме
18 апреля 2023 года на заседании диссертационного совета 5.4.02.03 Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина состоялась защита диссертации Елены Олеговны Нидергаус на тему «Изменение профессиональных ценностей преподавателей в условиях трансформации университетского образования». Диссертационное исследование представлено на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Меренков Анатолий Васильевич. Первым официальным оппонентом по диссертации выступила доктор социологических наук, профессор Татьяна Ивановна Грабельных.
Заведующей кафедрой социальной философии и социологии Иркутского государственного университета Грабельных Т.И. дана высокая оценка диссертационной работы и сделано заключение, что «...диссертация на тему «Изменение профессиональных ценностей преподавателей в условиях трансформации университетского образования» соответствует основным требованиям, которым должна отвечать диссертация, выдвинутая на соискание ученой степени кандидата наук, соответствует п. 9 Положения о присуждении ученых степеней УрФУ, а ее автор Нидергаус Елена Олеговна заслуживает присуждения ученой степени кандидата социологических наук по специальности 5.4.4 Социальная структура, социальные институты и процессы».
По содержанию отзыва.
В своем отзыве Грабельных Т.И. отметила, что «...Современный мир характеризуется глубокими социальными трансформациями и высокими темпами преобразований во всех сферах жизни человека. Стремительно меняются экономические и политические условия, система организации труда, быта, досуга больших масс людей под влиянием научных и информационно-технологических достижений. Возникает проблема осознания необходимости сохранения традиционных ценностей, которыми люди руководствовались на протяжении многих веков, и их замены на новые. Диссертационная работа Елены Олеговны Нидергаус посвящена анализу изменений в системе профессиональных ценностей преподавателей, происходящих в условиях трансформации университетского образования в настоящее время.
Основные ценности, которыми преподаватели руководствуются в своей работе со студентами, складывались постепенно в течение нескольких столетий. Их содержание диктовалось потребностями рынка труда в подготовке высококвалифицированных работников для конкретных сфер общественной жизни. Выпускники университета должны владеть знаниями, накопленными наукой, практикой создания различных технологий и механизмов на протяжении всей предшествующей истории человечества. При этом не только узкопрофессиональными знаниями, но и теми, которые определяют нормы и правила поведения людей, понимание технологий управления общественными процессами, реализацию цели и смыслов жизни личности.
Основной ценностью профессиональной деятельности преподавателей было умение доказать студентам важность получения разносторонней подготовки, обеспечивающей приобретение особого общественного статуса людей, превосходящих по уровню знаний тех, кто не имеет высшего образования. Современная жизнь существенно изменила представление о том, чему учить будущих специалистов, исходя из трансформационных социальных процессов, происходящих в России и мире.
Новизной работы является то, что диссертант анализирует профессиональные ценности преподавателей университетов с позиций временного фактора: исторического периода их возникновения и времени утверждения в сознании трех возрастных групп педагогов, работающих в вузах России. Раскрывается содержание, направленность трудовой деятельности, которой занимались преподаватели в период господства модели университетского образования, предложенного два века назад В. Гумбольдтом, и современной, возникшей при внедрении модели предпринимательского вуза...».
По мнению доктора социологических наук, профессора Грабельных Т.И., «...Результаты социологического исследования профессиональных ценностей молодых преподавателей показали, что их деятельность определяется в большей степени такими факторами, как неполный рабочий день, удобный график, статус профессии, уровень материального вознаграждения. Значительная часть респондентов не считают, что реализуют в работе свое призвание. Более того, они не рассматривают себя носителями той моральной, трудовой культуры, на освоение ценностей которой должны ориентировать тех, кого учат.
Диссертантом выявлено, что у молодых преподавателей господствует ориентация на выработку у студентов базовых знаний по профессии. Не в полной мере осознается значимость формирования общекультурных компетенций, включающих понимание целей и смыслов самореализации и самоутверждения личности в современном мире. Те, кто недавно пришел в вуз и стал учить студентов, для реализации ценности такой воспитательной работы, нуждаются в соответствующей подготовке.
На основе полученных данных диссертант делает вывод о том, что молодые преподаватели сравнительно быстро воспринимают нововведения. Они достаточно успешно включаются в научно-исследовательскую работу, осваивают новые технологии организации образовательного процесса. Диссертант делает вывод, что в представлениях молодого поколения современный преподаватель - это исследователь, готовый стать продавцом результатов исследовательской деятельности и образовательных услуг. При этом качество и интенсивность их работы определяется размерами возможного вознаграждения. Господствует вполне понятный прагматический подход, который, видимо, должен быть дополнен принятием ценностей их профессиональной деятельности для всего общества, а не только себя (С. 60-68).
Подводя итоги, следует отметить, что Елена Олеговна Нидергаус на высоком научном уровне раскрыла основные факторы, определяющие становление и развитие профессиональных ценностей трех возрастных групп, которые составляют общность преподавателей университета в условиях его перехода к модели предпринимательского вуза. Предложена методология анализа особенностей соединения разных по содержанию и направленности профессиональных ценностей преподавателей, определяющих обучение студентов, занятие научной работой, коммерческой деятельностью. Данные эмпирических исследований доказывают основные теоретические положения диссертационного исследования. Выявлены основные противоречия, характеризующие профессиональные ценности преподавателей разных возрастных групп в университетах страны...».
Также в работе Грабельных Т.И. поставлены «...вопросы, которые побуждают к дальнейшему изучению темы:
1. В процессе перехода от модели классического университета к модели предпринимательского университета меняется соотношение традиций и инноваций, экономической эффективности и социальных ценностей университетского образования, степень автономии университетов. В этой связи, какие изменения произошли в самой модели предпринимательского университета в России за период с 2007-2008 гг. по настоящее время?
2. В работе сделан вывод, что «Переход к новым моделям организации высшего образования ведет к преобразованиям в иерархии профессиональных ценностей преподавателей университетов, представляющих разные поколения» (С. 38). В соответствии с авторским определением «профессиональных ценностей преподавателей» как «...совокупности ориентиров, определяющих реализацию потребности социальных субъектов в подготовке квалифицированных кадров для обеспечения функционирования и развития общества, государства, разных сфер производства в конкретных социокультурных условиях» (С. 28), видится важным более широкое освещение вопроса о масштабе и последствиях влияния демографического фактора.
3. В процессе изучения «престижа профессии преподавателя вуза» автором сделан один из выводов о том, что «...преподавателями по призванию молодые представители профессии себя не считают, что затрудняет формирование у них всей совокупности ценностей труда, которым они занимаются» (С. 118). Вопрос - какие шаги следует предпринять вузам, чтобы повысить мотивацию у молодых специалистов к работе в высшей школе и соответственно их трудовой потенциал?».
В ходе защиты были получены аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Ссылка на информацию о диссертации: