Лекция 9. Программа исследования.
Общая характеристика информации и методов ее получения
Программа исследования есть теоретически-методическое и организационное обоснование и описание исследования. 15 ходе исследования программа дополняется фактами, выводами, а также оценкой предусмотренных в ней и выполненных действий, т. с. становится отчетом. Программу, отвечающую необходимым требованиям, можно считать самостоятельным научным вкладом, а ее публикацию, по выражению В. А. Ядова, «передачей лицензии па производство научных выводов».
Вопрос о программировании конкретного исследования времени был нами поставлен па конференции в Новосибирске в 1969 г., затем были изложены требования к программе исследования и содержание программы. Здесь мы только подчеркнем некоторые основные положения и отметим ряд дополнительных моментов.
Исследование может иметь явно выраженную практическую или теоретическую направленность, но в обоих случаях результаты могут стать основой управляющих решений, т. е. действий, связанных, как правило, с материальными и трудовыми затратами, поэтому отсутствие программы исследования дорого обходится в прямом и переносном смысле. Можно назвать несколько наиболее существенных следствий, вызванных отсутствием хорошо разработанной программы.
1. Сугубо локальный характер результатов. Отсутствие должного изучения опыта и результатов других обследований в этой области не позволяет решать вопрос о достовер
ности, случайном или закономерном характере полученных результатов. Следовательно, нельзя с полным основанием делать ни практические предложений, ни теоретических
обобщений.
2. Растянутость сроков исследования из-за отсутствия пли нечеткости задач и гипотез, стихийности в проведении расчетов; недостаток или избыток полученных сведений.
3. Трудность или невозможность сравнения с результатами другими обследований, особенно последующих, из-за методических расхождений или отсутствия описания мето
дики.
Наличие хорошо разработанной программы является необходимым условием получения объективных результатов исследования..
Исследование времени, как и любое научное исследование, можно разделить на несколько этапов:
1) теоретически-методический (разработка программы исследования);
2) организационно-информационный (сбор информации, собственно обследование);
3) вычислительно-аналитический (обработка и анализ полученных материалов). Некоторая специфика, обусловленная предметом исследования, не оказывает существенного влияния на структуру самого исследования. При хорошо организованном исследовании его календарное время распределяется по трем основным этапам примерно как 5:1:4. Совокупное время имеет несколько иное распределение за счет увеличения доли самого сбора информации. Обычно же доминирует вычислительно-аналитический этап. Происходит это или из-за невнимания к подготовке программы, принижения ее значимости или из-за слабого программного обеспечения и недостаточности ресурсов вычислительной техники. В целом при изучении использования времени пока преобладали обследования вместе с обработкой данных.
Один из центральных моментов программы — это формулирование проблемы и вытекающих из нее целей и задач исследования. Можно сказать, что первые обследования бюджетов времени начала 60-х годов проводились с целью сбора информации об использовании времени до и после перехода на сокращенный рабочий день и отчасти для сопоставления с данными 20—30-х годов. Проблема впервые дала о себе знать несколько позже, когда были сделаны выводы о том, что эффект от сокращения рабочего дня далеко не совпадает с ожидавшимся. Эта общая проблема — путей и способов сокращения рабочего и увеличения свободного времени, их рационального использования — нашла затем отражение в целом ряде частных проблем и вопросов. Справедливости ради следует сказать, что подобная проблемная ситуация встречалась еще в конце 20-х — начале 30-х годов, когда также происходило сокращение рабочего дня. Нередко исследования связывались с так называемой проблемой свободного времени, довольно неопределенно формулированной и служившей своего рода ширмой, за которой было лишь эмпирическое обследование с единственной целью — получить некоторый фактический материал.
Современная наука характеризуется переходом к комплексным исследованиям с участием специалистов разных областей знания. В области изучения времени необходимость в таком переходе особенно очевидна, ибо проблемы здесь представляют собой узел, в котором сплетаются вопросы раз личных отраслей науки и практики, и только комплексный подход дает возможность их успешного решения. Комплексный подход требует определенной централизации исследований с позиций общей для всех исследователей данной проблемы цели, достаточно конкретно сформулированной и структурированной в отношении общих принципов организации, методов исследования, объектов и т. д.
К числу реальных проблем, потребовавших исследования времени, относится слабое знание о влиянии условий жизни, характеристик населения па деятельность, образ жизни, на изменение бюджета времени, продолжительности и структуры затрат времени на виды деятельности, участие (неучастие) к которых сказывается на развитии человеческих качеств, эффективности труда. Другой стороной этой проблемы является определение наилучшего структурного времени, т. е. такого распределения времени общества па каждом этапе ого развития между основными видами труда, деятельности в целом, а также между социальными, демографическими, территориальными группами, которое бы обеспечивало наибольшую эффективность всей социальной деятельности, меньшие затраты живого и овеществленного труда на производство необходимых предметов, услуг, соответствующих по количеству и качеству потребностям людей и производства.
Основной проблемой, которая непосредственно решалась в исследованиях, можно назвать взаимосвязь условий жизни и деятельности, а также оценку возможностей показателей времени в статическом и динамическом анализе. Эта проблема возникает из необходимости планирования и прогнозирования социально-экономических процессов, учета этой взаимосвязи и применения показателей времени при разработке планов экономического и социального развития.
Проблема находит отражение в задачах исследования, которые можно объединить в четыре группы: получение фактов, их описание, объяснение и прогноз. По море развития исследований акцепт постепенно переносится с первого вида задач па последний, хотя все они остаются актуальными для любого крупного исследования.
В отношении бюджетов времени задача объяснения поставлена сравнительно недавно. Она состоит в определении основных факторов, обусловливающих использование времени, выявлении связей между отдельными затратами времени и тенденций их изменения, а также выявлении закономерностей изменения содержания и структуры затрат времени на отдельные виды деятельности у различных групп населения, причем речь идет не только о локальных, частных связях, но и об общих тенденциях, устойчивых связях, закономерностях. Это знание позволяет вести расчет перспективных бюджетов времени для отдельных групп населения при планируемых условиях труда и жизни, прогнозировать величину и содержание основных затрат времени, а также балансы времени. Такие прогнозные расчеты необходимы при разработке мер по сокращению рабочего времени, изменению условий жизни, при проектировании и создании материально-пространственной среды жизнедеятельности (планировке и определении норм обеспеченности населенных пунктов и т. д.).
Помимо теоретической и практической актуальности, задачи должны быть достаточно конкретны (сформулированы в терминах и понятиях, имеющих непосредственный «выход» в методику сбора и анализа информации) и реальны (обеспечены ресурсами, методами).
Общие задачи программы должны в основном исчерпывать тему, раскрывать и решать проблему. Из них могут быть выделены те задачи, которые решаются непосредственно данной исследовательской группой (самостоятельно или в сотрудничестве с другими исследователями). Это позволяет представить предмет исследования по возможности системно, использовать информацию и выводы прошлых (и будущих) исследований, проведенных по этой или смежной проблематике, в том число другими исследовательскими группами.
Программа обычно предусматривает решение нескольких актуальных для отдельных объектов (регионов, поселений, предприятий) задач, находящихся в кругу общих задач исследования. Это позволяет получить необходимую организационную, а возможно, и материально-финансовую поддержку на местах, а также способствует практическому внедрению идей исследования, их проверке. Не исключена в таком случае и более глубокая проработка отдельных важных вопросов па фоне общего исследования.
Включение в программу пункта о повторении (или прямом продолжении) данного исследования через промежуток времени, определенный на основе имеющихся знаний о динамике изменений бюджета времени в целом или отдельных видов деятельности, а также изменений характеристик субъекта и условий жизни. Это требование повышает значимость вторичного анализа данных, собранных ранее. Пока нет общего мнения о продолжительности периода между повторными обследованиями: называются и 8, и 10, по чаще 5 лет. Исследовательская практика тоже дает разные цифры. По нашему мнению, для общих обследований времени при отсутствии каких-либо коронных изменений субъекта пли условий жизни минимальным периодом следует считать 8—12 лет. Более частое проведение таких обследований является неэффективной затратой ресурсов. Частные обследования могут проводиться и через меньший отрезок времени, однако лишь в период наиболее быстрого развития субъекта, изменения условий его жизни. Например, в городе, где разрабатывается и реализуется план социально-экономического развития, общие обследования бюджетов времени лучше проводить раз в 10 лет (лучше всего, видимо, в год, непосредственно предшествующий переписи населения, используя при проведении и анализе рабочие и окончательные материалы переписи), а частные — внутри этого периода, с разным временным интервалом в зависимости от остроты проблем и необходимости оценки эффективности мер по их решению ".
Тщательно разработанная программа, учитывающая прошлый опыт и перспективу исследований, по нашему мнению, даст возможность в будущем «вернуться к исходным данным с более широкой или уточненной методикой»12, с новыми содержательными или методическими задачами. Поэтому даже простое фиксирование всей организационно-методической стороны исследования приобретает особое значение. Но лучшим вариантом является специальный раздел в программе (анализ самого исследования), который имеет неоценимое значение для быстрого и эффективного накопления исследовательского опыта. Этот опыт есть общественное достояние. Однако по зафиксированный, не описанный, по подвергнутый анализу, он реально достоянием не становится, а остается, постепенно теряясь, лишь у конкретных исследователей, нередко проявляясь в как бы интуитивных решениях.
Руководствуясь этими принципами, в научном отчете мы старались возможно полнее представить инструментарий, описать подготовку и ход исследований 1971—1972 гг. в г. Рубцовске, что существенным образом облегчило проведение обследований сельского населения Новосибирской области 1975—1976 гг. и повторного обследования в Рубцовске в 1980 г. Кроме того, появилась (и была нами неоднократно-использована) удобная возможность ознакомления других исследователей, особенно начинающих, с достаточно конкретными, реальными, проверенными на практике методическими материалами. Накоплению, обобщению и реализации коллективного исследовательского опыта могут способствовать организация регулярных рабочих встреч, издание тема- тических сборников и обобщенных методик, а также продолжение публикации справочно-информационных сборников остающихся пока единственными в своем роде в нашей социологической литературе.
Программа первого рубцовского исследования в дальнейшем совершенствовалась и уточнялась, дополнялась новым; содержанием (принципы и методика формирования выборочной совокупности для обследования сельского населения,! направления анализа бюджетов и балансов времени, особенности повторного обследования бюджетов времени, прогнозирование бюджетов и балансов времени). В конечном счете проведенная работа послужила основой для программы комплексного регионального динамического исследования рабочего и внерабочего времени, которую предполагается закончить к повторному обследованию сельского населения Новосибирской области и к уже третьему обследованию в г. Рубцовске и, видимо, еще в нескольких городах разного типа. Она позволяет, по нашему мнению, осуществить исследование любой профессиональной социологической группе, не специализирующейся на обследованиях бюджетов времени.
Состав информации, которую требуется получить в ходе исследования использования времени, зависит от цели и задач, сформулированных в программе. Однако необходимо подчеркнуть, что информация любого конкретного исследования в этой области должна быть трех видов и отражать: а) субъект деятельности («владельца» времени), в том числе его ценности, мотивы и т. д.; б) собственно использование времени, или деятельность, измеренную временем; в) условия использования времени, условия жизнедеятельности данного субъекта или группы населения.
Субъект, выборочная совокупность.
В анализе бюджетов времени используются демографические, производственные, территориальные, социальные характеристики выборочной совокупности. При расчете балансов времени, экстраполяционных и взвешенных расчетах средних затрат, бюджетов необходимы и соответствующие данные о генеральши совокупности (субъекте, группе населения). Совокупность и конкретные значения показателей определяются исходя из цели п задач исследования, а также возможностей информационного обеспечения. Например, при отсутствии данных о распределении населения города по всем социальным группам анализ может вестись по некоторым из них. Для построения п анализа балансов времени типов сельских поселений нами бралась структура занятости населения и работающих исходя из выделенных подсистем.
Использование времени, деятельность. В качестве показателей, характеризующих собственно использование времени, применяются номенклатура затрат времени и одна пли несколько структур бюджета времени, показатели продолжительности, частота встречаемости и регулярности видов деятельности, качественные характеристики затрат времени. Кроме этих показателен, рассчитываемых на основе листов записи, используются также частота занятий и посещений, оценки, мотивы из оценочной части анкеты и совокупные затраты времени, получаемые на основе листов записи и статистических данных о субъекте, группе населения. Набор качественных характеристик зависит от цели и задач исследования, от методов получения данных об использовании времени, квалификации участников обследования, уровня образования респондентов. Тем не менее следует повторить, что обследование бюджетного типа располагает принципиальной возможностью получения количественных данных о таких субъективных характеристиках, как основная функция (назначение) занятия, мотив занятия, полезность занятия с разных точек зрения, отношение к занятию, влияние на психофизиологическое, эмоциональное состояние и др., но говоря уже о получивших достаточно широкое распространение характеристиках моста, окружения, совмещения занятий, их положения в суточном, недельном цикле.
Условия жизни.
Показатели условий жизнедеятельности должны отражать условия разного уровня: индивидуально-семейные, коллективные, поселенческие, региональные. Первые необходимы в любом анализе, данные об условиях остальных уровней необходимы в зависимости от уровня субъекта или исследуемых групп населения. Например, при сравнении бюджетов времени работников нескольких предприятий одного города не обойтись без коллективных условий, а при сравнении средних бюджетов времени жителей нескольких городов или сел одной области нужны сведения о поселенческих условиях. Пока же, как правило, уровень условий является заметно более общим, чем уровень субъекта или изучаемых групп. Данные об использовании свободного времени приводятся по отдельным предприятиям или группам предприятий ряда городов, а данные о материальной базе — по области в целом или по стране. В лучшем случае динамика бюджета времени сельского населения области сопровождается сведениями об изменении условий жизни сельского же населения, по преимущественно по республике вцелом .
До последнего времени сравнительный анализ па материалах проведенных обследований был практически невозможен из-за отсутствия данных об обследованной совокупности людей и условиях их жизни.
Выражением совокупности поселенческих или региональных условий может выступать тип населенного пункта, региона, полученный в результате типологии с учетом основных условий жизни и отчасти характеристик населения.
Все эти данные необходимы для фиксирования использования времени, объяснения, оценки и прогнозирования как дифференциации в использовании времени разными субъектами, так и тенденций изменения в использовании времени в ходе общественного развития, изменения субъектов. Даже динамика показателей времени мало что дает, если они не включены в «общую структуру социальных показателей». В таком случае необходимость сведений о субъекте деятельности, условиях его жизни становится еще более острой, ибо обнаруженные изменения нуждаются в объяснении; выявить причинные связи в рамках только бюджета времени, временных показателей нельзя. Отметим, что объяснению различий в использовании времени должны предшествовать унификация (приведение) структуры бюджетов времени, балансов и их вычисление па едином базовом периоде (дне или неделе). Для этого необходимы достаточно подробные таблицы бюджетов времени и некоторые другие материалы (анкеты, инструкции), которые, как правило, не публикуются.
Источниками описанной выше информации являются:
1) материалы статистической отчетности, единовременного учета и обследований (например, самофотографии рабочего времени, продолжительности времени отпуска, доходов и расходов и др.);
2) сводные справки и текущая информация, имеющиеся в местных органах, на предприятиях, в учреждениях;
3) рабочие материалы переписей населения (схема юрода, разбивка на участки и т. д.);
4) материалы специальных обследований, а точное, непосредственно опрашиваемые люди;
5) литературные источники.
Методами получения данных о субъекте и об условиях: жизни являются:
1) изучение статистической отчетности отдела кадров и других сводных материалов, имеющихся в соответствующих органах управления;
2) заполнение специальных форм на выборочную совокупность предприятий и учреждении;
3) заполнение анкет выборочной совокупностью «представителей» субъекта.
В городских исследованиях сбор основной информации осуществляется в ходе трех обследований. Сплошное обследование предприятий и учреждений имело целью получение информации о номенклатуре, размещении, характеристиках учреждений. Для изучения использования времени это важно тем, что дает возможность более точно распределить всех работающих по видам деятельности (сферам, отраслям), заполнить схему функционального баланса труда, оценить обеспеченность разных видов индивидуальной деятельности соответствующей «обслуживающей» деятельностью, а также фондами. Кроме того, это дает необходимую информацию для соотнесения использования времени и материально-пространственныых условий отдельных видов деятельности, для разработки и оценки пространственно-временной структуры города или группы сельских поселений. Эта структура может совершенствоваться при реконструкции города или группы поселений. В сельском исследовании уточняются формы поселений, учреждений и предприятий, а сведения о целодневном использовании рабочего времени могут быть получены из анкет и отчетов колхозов и совхозов.
Если стоит задача построения баланса совокупного фонда времени, то из-за отсутствия необходимых статистических данных возникает потребность в специальном обследовании использования целодевного фонда рабочего времени, изучения совокупности предприятий и учреждений, категорий работников, среди которых проводятся самофотографии рабочего времени. В рамках исследования такое обследование проводится на выборочной совокупности предприятий и учреждении всех отраслей производственной и непроизводственной сфер, среди всех категории персонала с учетом пола в течение календарного года.. Оно повторяется по сокращенной программе через год. А затем проводится сплошное обследование продолжительности отпусков, рабочего дня, а также используемых режимов работы. Помимо обследования рабочего времени, данные об использовании времени получались в ходе бюджетного обследования путем заполнения анкет и листов записи.
Метод бюджетов времени в его полном значении представляет собой декретирование времени и позволяет показать не только продолжительность, но и последовательность, место в суточном цикле, суточную частоту и другие признаки затрат времени (видов деятельности). Однако часто метод бюджетов рассматривается в его сокращенном виде, только как распределение фонда времени по видам деятельности. Разные подходы находят свое проявление в инструментарии и организации обследований. Предпочтение более конкретному или более общему пониманию бюджетного метода обусловливается задачами обследования и содержанием информации, которую требуется получить в соответствии с задачами. В наиболее общем своем виде метод бюджетов времени применяется не столько при получении информации, сколько при ее представлении в результате обработки и анализа. Поэтому целесообразно разграничивать метод бюджета времени как метод получения первичных данных и как метод или форму их представления в результате анализа и обработки.
Обычный анкетный опрос пригоден для изучения времени в довольно ограниченной степени. Например, вопрос о ценности свободного времени. Он много уступает бюджетному методу и даже вопросу о желаемом использовании свободного времени. Выявлено значительное расхождение данных о продолжительности рабочего времени, времени отдельных занятий, полученных бюджетным и анкетным методами.
Следует подчеркнуть, что сам метод бюджета времени значительно затрудняет сознательное искажение информации со стороны респондента. Можно сказать, что другую, «лучшую» информацию респондент может дать «в следующий раз», но только соответствующим образом изменив свое поведение. Искажению информации препятствуют наличие регламентированных эпизодов (начало работы, продолжительность киносеанса, телепередачи и т. д.), непрерывность занятий (времени), постоянная продолжительность суток и др. Конечно, все это не гарантирует абсолютной точности сведений об использовании времени, но, как показывав! отечественный и зарубежный исследовательский опыт, делает сведения значительно более точными, чем при обычном анкетном опросе об использовании свободного времени. Большинство исследователей, применявших анкетный и бюджетный метод в изучении времени деятельности, отдают предпочтение бюджетному методу, как нейтральному по своей природе, позволяющему охватить ситуацию, жизнедеятельность в целом, с учетом влияния окружающей среды, нанужном уровне и дающему гораздо больше, чем обычная запись событии, как «исключительно важному ин-струменту социального исследования». Недостатки же этогo метода, отмечаемые рядом авторов, являются скорее недостатками его применения.
Заполнение листа записи считается более трудным, чем обычной анкеты. Однако увеличение ценности времени, повышение уровня образования и культуры, распространение микрокалькуляторов (а в будущем и специализированных приборов для учета времени, потребленной и затраченной анергии), но говоря уже о достоинствах самих показателей для науки и практики, будут способствовать широкому распространению этого метода как в научных исследованиях, так и в организации повседневной деятельности.
В исследовании времени, наряду с бюджетными данными, целесообразно использовать совокупность анкетных вопросов. Данные, полученные двумя способами, в сочетании с анализом статистических данных, мнением специалистов могут обеспечить надежность сделанных выводов как о фактическом, так и о желаемом использовании свободного времени.
Наиболее часто в обследованиях времени используется ретроспективная фотография (за вчерашний день), предполагающая одну встречу с респондентом, и контролируемая самофоторафия (на завтрашний день), требующая двух встреч с респондентом. Предпочтение отдается первому способу, хотя и дающему заметно меньшее число записей, но сокращающему долю отказов. Видимо, наиболее предпочтительным способом был бы промежуточный, когда время с начала суток до встречи фиксируется ретроспективно, а затем респондент применяет самофотографию до конца суток или недели. Этот способ удобен при опросе по мосту работы. Он, как и второй способ, требует двух встреч с респондентом, по два дня подряд и в целом меньшей продолжительности.