Шрифт:

Лекция 8

Лекция 8. Показатели времени.

Остановимся подробнее на некоторых основных работах по методологии оптимальною планирования и моделирования народного хозяйства, где временные показатели занимают немаловажное место. В качество составляющих целевой функции, критерия оптимальности в них рассматриваются рабочее время, время труда (задача на минимум), свободное время, тождественное внерабочему (задача на максимум), накладные затраты времени, в частности на передвижение при размещении мест жительства, приложения труда, учреждений обслуживания и т. д. (задача на минимум). Кстати, по нашему мнению, эти работы были одним из оснований для отождествления свободного и внерабочего времени. Позиции сторонников и противников такого отождествления выражали существенные стороны социального времени, уровни обобщения в его познании. Трудности разработки оптимального плана, уровень и условия экономического развития страны, сложные проблемы представления трудового фактора, нерешенность вопросов социологического, информационного, математического характера привели к необходимости представления свободного времени в таком крайне общем виде. Но это, следует напомнить, и один из аспектов рассмотрения свободною времени К. Марксом.

В теории оптимального планирования закон экономии времени рассматривается как закон экономии рабочего времени, а точнее — времени труда в общественном материальном производстве. Видимо, есть свои экономические и социологические, пока слабо изученные, закономерности изменения величины и доли этих затрат в совокупном времени общества, есть свои социальные последствия того или иного их соотношения. Возникает вопрос о том, какая доля общественного труда соответствует оптимальному разделению труда на общественную и индивидуальную сферы, способствует наилучшему достижению социальных целей, связанных с созданием оптимальных условий жизни и развития человека, с достижением необходимого уровня этого развития. С помощью сочетания баланса совокупного фонда времени и «межотраслевого баланса материально-вещественных связей» может быть определено действительно полное время производства материальных благ (и время, затраченное на производство необходимой обществу продукции), а также рассчитано общественно необходимое рабочее время. Оптимизация межотраслевого баланса труда связывается с балансом свободного времени, с регулированием продолжительности рабочего времени, а для определения объема материальных ресурсов, необходимых для рационального использования свободного времени, Л. Е. Минц предложил «модель межотраслевого баланса расширенного типа».

Идея об общественно необходимом свободном времени, высказанная Г. А. Пруденским, приобретает в этой связи конкретность. В известной мере продолжением этих идей па уровне более конкретных моделей, разработок можно считать ряд положений, высказанных М. Томсом. Совокупное собственно свободное время рассматривается им как «компонент комплекса потребностей», в рамках которого может быть определен «полезный эффект свободного времени»15. При снижении затрат труда встает вопрос о направлении полученного выигрыша на увеличение производства благ или на увеличение свободного времени. Эффективность досуга связывается с его заполнением, т. е. с массой предметов потребления и личных услуг. Так, главным догматом экономической теории и практики капиталистического общества является положение о том, что «счастье есть функция поступления потребительских товаров и услуг»17. Однако свободное время «существует как деятельность» и связь обладания предметами потребления и личными благами с разнообразной, содержательной, общественно и индивидуально полезной деятельностью в свободное время отнюдь не является однозначной, особенно в социалистическом общество, где имеются значительные возможности бесплатного пользования услугами и предметами, находящимися в общественной собственности.

Из задачи развития человека вытекает необходимость сближения характеристик расселения «в плане отношения индивида к среде обитания и тем возможностям, которые они ему предоставляют». Поэтому «расселение», наряду с «производством» и «распределением», называется элементом системы оптимального планирования развития района. М качество одного из синтезирующих показателей плана предла1астся «минимизация неэффективных затрат внерабочего времени населения того пункта района, где эти затраты наиболее велики». Такой критерий отражает «тенденцию к более равномерному распределению по территории материальных и духовных ценностей общества», т. е. к относительно более равномерному развитию социального пространства.

Применение показателей времени в исследовании социально-экономических проблем

Конкретные исследования социального времени берут свое начало в обследованиях бюджетов времени представителей отдельных групп населения. Строительство социализма поставило вопрос о наиболее рациональном использовании всех ресурсов, которыми общество располагает, в том числе и ресурса труда, находящего свое выражение п рабочем времени, и ресурса свободного времени как элемента национального богатства28, используемого для духовного и физического развития. Это нашло выражение в исследовании балансов времени, которое носило в основном познавательно-методический характер, поскольку экономика, да и общество в целом развивались преимущественно экстенсивно, когда главными факторами были количественный рост производительных сил и общее (не структурное) время их функционирования.

Обследования бюджетов времени в нашей стране начались раньше, чем где бы то ни было, и получили большой размах. Они были вызваны стремлением не только познать те перемены, которые внесла в жизнь трудящихся социалистическая революция, но и использовать объективный анализ и объяснение действительности, чтобы «переустроить к лучшему эту самую действительность». Развитие исследований времени в нашей стране с конца 50-х годов имело ярко выраженную практическую направленность (что не исключало и теоретического анализа закономерностей социалистического строительства). В последние годы стало развиваться еще одно очень важное направление: прогнозирование социальных проблем, получение информации для долгосрочного планирования. Научно-прикладной характер этих исследований в СССР признают и зарубежные социологи, видя в этом существенное преимущество перед западными странами. В разных социалистических странах исследования бюджетов времени имели определенную специфику при общей преимущественно практической направленности. В Венгрии, первой осуществившей общенациональное исследование, развивался динамический анализ, прежде всего времени социальных групп, а также изучалось время, затрачиваемое в личном подсобном хозяйстве. В Болгарии основное внимание уделялось совокупному бюджету страны и его прогнозированию. В Польше в центре внимания были различные профессиональные группы работников и сельское население. В ГДР, где эта область исследований оказалась ближе всего к народнохозяйственному планированию, разрабатывались балансы времени отраслевых комплексов по удовлетворению основных потребностей, тщательно изучалось время домашнего труда. В Чехословакии наиболее тесна связь исследовании времени с теоретическими и практическими проблемами социалистического образа жизни. Исследования заканчивались не только публикациями, но и принятием практических решений, направленных на улучшение условий труда и быта отдельных групп населения, прежде всего профессиональных, включением, в планы конкретных задач, способствующих улучшению использования внерабочего и свободного времени, прежде всего работающими женщинами, несущими практически двойную трудовую нагрузку. В 70-е годы в ряде стран Запада (Канаде, Японии, США и др.) также стали проводиться крупные исследования, одними из главных целей которых являются изучение «эффективности социальных программ», анализ использования досуга, разработка рекомендаций для политики .

После завершения международного исследовательского проекта по бюджетам времени основная часть его участников продолжает сотрудничать в международной исследовательской группе «Бюджет времени и социальная деятельность» с четко выраженной методологически-практической направленностью. Это было подчеркнуто основной темой ее первого семинара, состоявшегося в Брюсселе: «Применение бюджетов времени в социально-экономическом планировании», а также тематикой последующих встреч, как специальных, так и в рамках международных социологических конгрессов. Обследования бюджетов времени стали в 70-е годы «обычным делом», «ценным инструментом» па службе социологов развитых и развивающихся стран . Как бы отражая, обобщая и стимулируя эти усилия, в 1978г. был подготовлен доклад генерального секретаря ООН о работах в области развития статистики использования времени, а группа ученых разработала систему показателей социальной статистики для стран — членов СЭВ. Эта система направлена па то, чтобы показать связь экономических и социальных процессов, отразить более конкретные результаты всех усилий общества, связанные прежде всего с самим человеком и его деятельностью. И один из разделов этой системы — раздел об использовании времени.

Новые теоретические и практические задачи, методы и технические возможности постоянно расширяют сферу исследовании социального времени и применения результатов этих исследований. В данном параграфе мыобращаем внимание на ряд областей или аспектов применения, представляющих особую актуальность, в дополнение ктем, чторассмотрены ранее 35.

В 60-70 –х годах прошлого столетия в России получилираспространение обследования бюджетов времени бригад коммунистического труда, сравнение использования внерабочего и рабочего времени работниками, в разной степени участвующими в этом движении. В целом ударники и члены бригад коммунистического труда имели более рациональный бюджет времени, большую долю социально значимых занятий в его структуре.

К сожалению, неизвестны обследования времени, проведенные в хозрасчетных звеньях, бригадах в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве, па предприятиях, работающих по коллективному подряду. Роль и распространение новых методов организации и оплаты труда в большой мере зависят от их экономических результатов и социальных последствий. Они, к сожалению, еще не стали предметом комплексных социально-экономических исследований, в том числе исследований рабочего и внерабочего времени .В перестроечный период изучение бюджетов времени в России не проводилось. Все это не позволяет в полной мере оценить «огромное революционизирующее значение» новых форм и методов организации и оплаты труда для экономического и социального развития страны. Эффективность новых форм определяется не только производительностью труда, использованием совокупного рабочего времени бригады, участка, предприятия, но и изменениями в сфере непроизводственной деятельности, свободного времени. Коллективные формы организации и оплаты труда особенно четко показывают взаимосвязь использования рабочего и внерабочего времени как отдельным членом коллектива, так и коллективом в целом.

Рационализация внерабочего времени служила целью проведения экспериментов на угольных шахтах Кузбасса и Донбасса, а показатели времени — средством оценки мер по улучшению организации труда и обслуживания, унификации состава рабочего времени. Эта работа показала эффективность и самих мер (рабочие выигрывали до 40 мин ежедневно), и средств измерения результатов. Интерес представляет попытка Р. И. Косолапова и Н. М. Блинова использовать показатели времени для оценки доли труда «по потребности и по внешней необходимости», а также эксперимент, проведенный И. В. Черновым для определения экономических и социальных последствий сокращения рабочего дня шахтеров до 5 и 4 часов.

В продолжение и развитие работ советских исследователей 20-х годов в СССР и других странах социализма проведено немало специальных обследований условий труда и быта, бюджетов времени разных групп населения, прежде всего работающего: рабочих промышленных предприятий, железнодорожников, работниц текстильной промышленности, учителей, врачей, работников других профессиональных групп. По результатам этих обследований принимались меры по повышению зарплаты, улучшению условий труда и быта, совершенствованию режима труда, сокращению рабочего времени и т. д. Полученные данные использовались и в качестве средства оценки эффективности принятых практических мер в этой области. Такой подход особенно характерен для ГДР, Венгрии, Польши, где заказчиками выступают государственные органы и профсоюзы.

Важное значение имели обследования бюджетов времени врачей, учителей, существенно изменившие представления о продолжительности рабочего времени этих групп работников и ее последствиях для общества. Рабочий день учителя, считающийся сокращенным, на деле далеко выходит за рамки семичасового, хотя эта загруженность не всегда рациональна и эффективна. Проведенные в 1966— 1979 гг. обследования бюджетов времени учителей (Свердловск, Новосибирская область, Красноярский край и др.) показали действительную величину фактического рабочего времени, стали одним из оснований мор по повышению заработной платы, улучшению бытовых условий этой категории работников, созданию условий для постоянного совершенствования квалификации и привлечению в эту сферу деятельности больше способной молодежи". Обследования времени учителей, по результатам которых приняты важные практические меры, проведены также в Польше и Венгрии.

Аналогичные исследования, хотя и в значительно меньших масштабах, проведены и среди работников здравоохранения". Они также показали значительную величину рабочего времени врачей и некоторое ее сокращение после повышения заработной платы, осуществленного в 70-е годы.

Систематическое наблюдение за процессами, происходящими в семье, становится острой необходимостью. За рубежом изучение семьи, разделения труда в семье, роли женщины в бытовой деятельности и других вопросов является сферой, где раньше всего и наиболее широко стали применяться показатели времени.

Большое значение приобретает изучение использования времени в связи с проблемами семейного и вне семейного общения, совершенствования разделения и организации труда в семье, усиления воспитательных функций семьи. Важны затраты не только времени отдельных членов семьи, по и совокупного времени семьи. В. Д. Патрушевым проведены первые расчеты баланса времени семьи. Однако бюджеты и балансы времени семей разных социальных и демографических типов, т. е. распределение совокупного времени семьи по видам деятельности и членам семьи, еще ждут специальных исследований. Накопление и анализ информации о бюджете и балансе времени семей называется в качестве предпосылка совершенствования прогноза занятости населения.

Надо подчеркнуть значение бюджета времени и как практического средства оценки организации семейной жизни, поиска путей и способов ее совершенствования. Это вызывает потребность в разработке простых и удобных, внешне хорошо оформленных методик учета и анализа времени семьи.

Во многих исследованиях в качестве главной или одной из основных задач фигурировали изучение положения женщины в связи с выполнением ею двух социальных функций, выработка мер по сокращению ее трудовой нагрузки в интересах экономического и социального прогресса. Анализ бюджетов времени помогает оценить эффективность мер, способствующих рационализации деятельности во внерабочее время, что, в свою очередь, содействует повышению эффективности труда женщин в социально значимых отраслях (просвещение, здравоохранение, культура, торговля и бытовое обслуживание), непосредственно связанных с обслуживанием людей, где подавляющая часть работников — женщины. Исследования времени разных профессиональных групп работающих женщин имеют принципиальное значение для выработки стратегии сокращения нормы рабочего времени в расчете на год, неделю или день, для принятия текущих практических мер в этой области и определения их социальных последствий. Образование, воспитание. В. В. Новожилов исключительно точно называет творческую энергию людей энергией «атомов общества». Эта социальная энергия аккумулируется (и частично высвобождается) на этапе формирования человека в процессе воспитания, овладения знаниями, включения в самостоятельную жизнь, производительный труд. Следовательно, необходимо знание временных характеристик процессов биологического, психического, социального становления и развития человека для достижения более благоприятного соотношения во времени с помощью воздействия па условия их протекания.

Изучение использования времени показало необходимость долгосрочного подхода к воздействию на условия жизни и развития, на образ жизни, к исследованию этих социальных явлений и связей. Долгосрочность состоит в рассмотрении больших периодов и далее всей жизни человека или поколения с целью выделения критических моментов, т.е.тех периодов индивидуального или поколенного исторического времени, когда внешнее воздействие па развитие субъекта может оказаться наиболее сильным, и в соответствующей перестройке структурного времени. В этой связи существенное значение имеет степень рациональности использования времени общества (времени родителей, рабочего времени работников сферы образования, воспитания, культуры), направленного па разные периоды формирования человека, па разные возрастные группы населения. При этом задача заключается в максимально полезном использовании и времени «воспитателей», и времени «воспитуемых». Поэтому, если, например, ставится цель развития потенциала для будущего, должна быть в явном виде поставлена и подцель раннего развития интеллектуальных и физических потенций людей. Следует сказать и об обследованиях бюджетов времени школьников, учащихся ПТУ, студентов, особенно вечерников и заочников. Как правило, они направлены на совершенствование организации учебного и трудового процесса, улучшение быта, идейно-политического, физического воспитания и т. д. Показатели времени приобретают особо важное значение в связи с реформой общеобразовательной ипрофессиональной школы, участием учащихся в производительном труда.

Все большее число вузов считает изучение бюджетов времени студентов составной частью своей деятельности. Важные результаты получены путем сравнительного анализа бюджетов времени студентов 20-х и 60—70-х годов: выявлено увеличение общего объема учебной нагрузки при сокращении времени практических и самостоятельных занятий, сокращение свободного времени и, в частности, времени общественной работы51. Наблюдается движение от общих обследований бюджетов времени к поиску путей оптимизации учебной и внеучебной деятельности студентов, студенческих групп, что требует подключения широкого круга специалистов. Материалы крупных конференций52 свидетельствуют о практической полезности получаемых результатов.

Задачей большой важности, от решения которой в значительной степени зависит качество будущего специалиста, его гармоничное развитие, является формирование разумного отношения к времени, обучение методам и приемам его учета и рационального использования.

Режимы труда и отдыха. Оптимизация деятельности.

С развитием производства возникают «гигантские социальные часы», которые втягивают человека в свой ритм. Общественная собственность на средства производства, социалистическое самоуправление позволяют создать такие «социальные часы», которые, обладая значимостью общественного регулятора, дают и большие возможности для учета индивидуальных особенностей работников, условий учебы ибыта, содержания и характера труда и т. д.

Проблема режима труда и отдыха многогранна. Это и продолжительность и чередование рабочего и внерабочего времени в течение суток, недели, года, в том числе с учетом региональных, профессиональных особенностей труда, ииспользование рабочего времени для повышения квалификации, и соотношение режимов работы предприятий и учреждений разных отраслей, расположенных на территории города, в отдельных зонах большого города, и соотношение режима труда производственного коллектива и деятельности отдельного человека. Во всех случаях необходимо добиваться экономической и социальной эффективности, согласования интересов отдельного работника, семьи, коллектива, территориальной общности, общества. В решении всех этих проблем и вопросов показатели времени просто необходимы, и обследования бюджетов времени разного вида являются одним из самых важных средств оценки того или иною режима труда и отдыха.

Большое значение имели обследования бюджетов времени при решении вопроса о переходе па пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Исследования ИЭиОПП СО АН СССР и других учреждений показали, что увеличение рабочего дня на час затронуло главным образом время домашнего труда и почти не коснулось свободного времени, что показало ценность для человека деятельности, осуществляемой в эту часть времени. При пятидневке сократилась разница в величине затрат времени мужчин и женщин на домашний труд53. Выводы из анализа бюджетов времени были одним из оснований рационализации режимов труда на текстильных предприятиях и сокращения числа ночных: смен для женщин. Немалую роль играли и играют обследования бюджетов времени в предварительном обосновании и оценке социальных последствий новых режимов труда и отдыха и Венгрии и Польше. В этой связи обращается внимание на важность разработки и оценки моделей бюджетов времени работников при основных режимах труда с учетом опыта других стран ".

Через анализ бюджетов и балансов времени можно установить, в какой мере изменяется совокупное внерабочее и свободное время и как эти изменения соотносятся с ростом материальных и особенно духовных потребностей, увязываются с материальными условиями организации быта и досута трудящихся, особенно при концентрации последнего в двух выходных днях и отпуске.

При проверке предлагаемых для широкого внедрения режимов работы необходимо учитывать два момента: реальное (а не только в условиях эксперимента) соотношение режимов всех предприятий и учреждений на данной территории и реальную (оцениваемую с применением бюджетов времени и статистики, а не только получаемую путем выяснения желаний) деятельность людей в условиях испытываемого режима. К сожалению, эти два требования не всегда выполнялись, что породило немало иллюзий относительно достоинств пятидневки.

Новые, более прогрессивные режимы рабочего дня (например, гибкий график), недели требуют лучшей организации труда, являются своего рода ускорителями ее совершенствования, ибо прямые и косвенные потери рабочего времени становятся при них ощутимее, их труднее компенсировать.

В настоящее время значение исследований использования рабочего и внерабочего времени существенно возрастает: во-первых, из-за острой необходимости максимального использования самой передовой техники и технологии при относительном дефиците трудовых ресурсов; во-вторых, в связи с возросшим вниманием к вопросам улучшения условий жизни, совершенствования социалистического образа жизни; в-третьих, из-за возрастания значения социальных и социально-психологических аспектов режимов труда. Режим труда, благоприятствующий нормальному отдыху, создающий лучшие условия для развития, становится важной потребностью человека, одним из критериев, по которому оценивается место работы К сожалению, активность в разработке этой темы заметно снизилась, специальные обследования использования времени практически не проводятся.

В перспективе следует ожидать перехода от «режима дня» к «режиму деятельности». Если в первом, несмотря па немалую роль функционального момента, преобладает все-таки количественная, или временная, схема дня, то во втором главную роль играет уже содержательно-функциональная сторона деятельности в ее неразрывном сочетании с временными характеристиками (продолжительность, последовательность, чередование, размещение на оси времени суток, недели, года). Идет процесс оптимизации деятельности, включающий поиск наилучшего набора видов и форм деятельности, их интенсивности, продолжительности, последовательности с учетом особенностей развития человека, условий его труда, быта. Постоянно расширяются использование перемены занятий как средства отдыха, применение наиболее емких каналов информации, а также занятий, в достаточной мере выполняющих одновременно и функции отдыха, и функции развития, общения, подготовки к труду и т. д.

Показатели времени широко используются при изучении различных видов деятельности, необходимых условий для распространения тех или иных занятий, признаются все более необходимыми при оценке эффективности деятельности, ее форм, способов. Они используются при определении эффективности физкультурно-спортивной деятельности, методов скорочтения, при оценке восприятия информативности разных источников информации, при анализе потребления информации с помощью средств массовой коммуникации56. Более того, некоторые очень крупные обследования бюджетов времени проведены именно телекомпаниями (США, Япония), увидевшими в показателях времени существенную информацию для достижения своих целей. При этом подчеркивается, что традиционная анкетная информация страдает фрагментарностью, для устранения которой нужно представление всей деятельности в виде бюджетов времени.

Рассмотрение совокупного времени групп населения, особенно в рамках недельного, годового цикла, пятилетнего периода, позволяет более всесторонне исследовать эффективность повышения уровня образования и квалификации за счет фонда рабочего времени, в том числе и за счет его нормативного сокращения, для более полного удовлетворения социальных потребностей и в целях повышения эффективности труда. В поиске путей повышения квалификации, получения специального или общего образования, особенно без отрыва от работы, что требует от человека дополнительного времени и энергии, показатели времени в сочетании с оценкой качества получаемых знаний, их использования в производственной деятельности незаменимы. Это доказали работы С. Г. Струмилина, обследования бюджетов времени студентов-вечерников ".

Бюджет времени помогает найти более эффективные пути адаптации к экстремальным или просто трудным, непривычным условиям (на Крайнем Севере, в Антарктиде, в космосе), поскольку она связана с определенной перестройкой режима труда и отдыха, изменением набора видов деятельности, частоты и продолжительности некоторых из них. Использование показателей времени в изучении процессов адаптации и реадаптации, в том числе к поясному времени, в разработке оптимальных режимов представляется полезным и эффективным, особенно если время связывается с показателями энергозатрат и другими показателями физического и психического состояния организма. По существу, именно при изучении времени ставятся вопросы о норме сна, приема пищи, соотношении активного и пассивного отдыха, ритме и последовательности занятий, величине и соотношении психической и физической нагрузок.

Известное значение для оптимизации деятельности играет определение общих энергозатрат человека, энергоемкости разных занятий в единицу времени. Современность характеризуется тем, что нагрузка физическая все больше сменяется нагрузкой нервной. Достижение физического совершенства, оптимального сочетания труда и отдыха требует классифицировать занятия и их время по степени физической и нервной нагрузки, что может сыграть немаловажную роль в изучении причин некоторых заболевании. Показатели времени в сочетании с энергетической оценкой занятий позволяют определить общий объем энергозатрат, соотнести его с калорийностью потребленной нищи и состоянием здоровья. Расчеты на базе энергозатрат и бюджетов времени предпринимались В. Д. Патрушевым, А. В. Неценко, однако они не получили пока распространения. Это связано с тем, что такие расчеты носят чаще всего индивидуальный характер, для групп людей имеют значение главным образом в динамическом анализе, нуждаются в сопоставлении с полученной энергией. Кроме того, требуется достаточно точная и простая методика расчетов.

Показатели времени широко используются при оценке здоровья (число дней болезни). В конце ХХ столетия Сибирским отделением АМН СССР была разработана концепция системы жизнеобеспечения (СЖО), в которой показатели времени играют важную роль (вычисляемость, информативность, конструктивность, междисциплинарность, адаптивность к новым задачам и условиям, применимость к системам разного уровня общности). Наиболее общим показателем здоровья является «суммарная величина часов активной жизни всех индивидов». Отношение этой величины к величине потерь времени характеризует эффективность СЖО, а отношение к ней производимого продукта — се производительность. Видимо, следует учитывать и отношение фактического совокупного времени активной жизни, к потенциальному совокупному времени (включая время тех людей, которые не прожили «положенной» активной жизни из-за утери трудоспособности или преждевременной смерти). Совокупное время па-хождения населения в определенном состоянии здоровья с учетом вероятности переходов между состояниями предлагалось применять для оценки результатов и определения ресурсов функционирования системы здравоохранения. Интересный и важный аспект применения временных показателей нашли английские социологи, использовавшие их для изучения стрессовых состояний и оценки благоприятности окружающей среды, эмоционального благополучия.

Как правильно отмечается, нельзя случайно создать «схему, соответствующую внешним и внутренним ритмам», индивидуальным особенностям и социальным условиям. Для этого нужны немалые знания, определенные предпосылки, в том числе и знания о своем организме, навыки в разных видах деятельности, умение учитывать и анализировать свое поведение, использование времени. Самонаблюдение за использованием времени в сочетании с определенным минимумом знаний, с консультациями специалистов — врачей, психологов — может служить одним из лажных средств выбора оптимального и индивидуального режима труда, отдыха, питания, распределения всего фонда времени, структуры и форм деятельности и поддержания наиболее эффективного функционирования организма, а также психического состояния.

Изучение использования времени, бюджета времени, стремление к его рационализации и оптимизации деятельности являются своего рода толчком, стимулом более системного, т. е. органически связанного, развития наук о человеке, ориентируя их прежде всего па систему деятельности человека.

Градостроительство. Пожалуй, наиболее активно используют получаемые социологами показатели времени градостроители и проектировщики. Это сотрудничество, начавшееся в первой половине 60-х годов, уже дало ряд интересных результатов. По нашему мнению, применение социологических данных и выводов в градостроительном проектировании не только почетно для социологии, по и весьма ответственно, ибо представляет собой долговременную материализацию социологических разработок в виде реальных условий жизни, которые будут оказывать влияние на формирование подрастающего поколения, деятельность и характеристики населения в будущем. Архитектура призвана не только учитывать потребности людей при решении тех или иных своих задач, но и влиять через формирование социального пространства на развитие этих потребностей. Архитекторы и проектировщики активно обращаются к временным показателям, с помощью которых можно создать хотя бы приближенную перспективную модель деятельности человека, рассчитать величину основных затрат времени, определить тенденции и условия их изменения, получить тем самым основания для создания зависящих от них (архитекторов, проектировщиков) условий жизнедеятельности, увеличения свободного времени и его рационального использования. Показатели времени в числе основных используются, например, в оценке условий и организации непроизводственной деятельности жителей молодежного комплекса, взаимоотношений в процессе этой деятельности. В целом современные методы оценки эффективности капитальных вложений в градостроительстве «оказываются фактором ограничения выбора действительно эффективных проектных решений»04, ибо не учитывают в должной мере задачи создания благоприятной среды, рациональной пространственной организации деятельности. Методы, даже несовершенные, которые хоть как-то позволяют учитывать эти моменты, находят отклик у проектировщиков.

Интерес градостроителей к бюджету времени как «одному из наиболее универсальных показателей, тесно связанных с городской структурой», объясняется прежде всего потребностью проверить гипотезы о перспективах развития социальной жизни города, на которых основывается градостроительное проектирование. Учет и анализ затрат времени жителей города «становится одним из важнейших элементов науки об управлении городским организмом»6', а исследование бюджетов времени, их динамики называется в числе основных в совокупности исследований эф-фективности жилой среды.

Одна из первых попыток практического применения бюджетов времени в градостроительном проектировании была сделана ЛенЗНИИЭПом при разработке проекта жилого района. При подготовке генерального плана г. Москвы в разделе о перспективах организации социальной жизни «действие комплекса социально-экономических и-технических факторов, определяющих эволюцию города, выражалось через систему показателей времени». Был, в частности, определен фонд времени, который данная группа населения расходует в данной зоне городской застройки ". Подчеркивается, что при формировании системы инфраструктуры следует учитывать результаты анализа времяпрепровождения жителей в масштабе дня, недели, месяца, года, принимая во внимание все время целиком е8, в том числе и распределение рабочего времени в обслуживающих отраслях. Показатели времени применялись при разработке типов жилых домов, планировки квартир и микрорайонов, при расчете сети pi типов зрелищных учреждений, определении оптимальных радиусов бытового обслуживания, выборе оптимальных вариантов расселения в городах и группе поселений.

Размещение различных объектов, используемых жителями, важно не только (а возможно, и не столько) с позиций сокращения затрат времени на передвижение до них, сколько с точки зрения участия жителей в интересной и полезной деятельности. Например, в результате реконструкции приближение спортивного комплекса к жилым домам значительно увеличило число систематически занимающихся физической культурой. Соотношение числа посетителей парка в будний и выходной день при расстоянии до пего от центра селитебной зоны в 8—10 км составляет 1 : 6, при расстоянии 2—3 км — 1 : 2 .

Особо следует отметить работу Дж. Данцига и Т. Саати, которые ввели время в качество четвертой координаты при разработке и оценке проекта города, выдвинув далеко не бесспорную, по интересную идею компактного юрода, основанную на реальных технических, организационных решениях и биологических предпосылках. В этом проекте используются не только показатели времени передвижений, ожиданий, времени деятельности, но и суточная шкала времени, индивидуальные ритмы и суточные циклы жизнедеятельности.

В известной море аналогично полифункционализации деятельности происходит и увеличение числа функций каждого отдельного элемента пространства, предмета, или материально-вещной среды. Это, но словам И. И. Травина, способ . достижения такого состояния, когда количество и разнообразие вещей становятся лишь средством осуществления главного — деятельности. Но для этого человек «должен быть способен к пользованию ими ...быть в высокой степени культурным человеком». Процессу полифупкционализации деятельности и пространства способствуют достижения технического прогресса (трансформируемые помещения, проектирование комплексов предметов и т. д.). Этот процесс нуждается в самом тщательном изучении, регулировании и в известной море в планировании, что сулит значительную экономию материальных и трудовых [ресурсов на содержание оптимальной пространственно-вещ-I ной среды.

При выборе вариантов проектных и хозяйственных решений предлагается учитывать оценку экономии времени населением при использовании услуг непроизводственной ! сферы. Отмечается, что учет этого времени населения в расчетах эффективности «уже достаточно подготовлен для отражения ого в отраслевых методиках»74. Есть предложение использовать при проектировании и планирОЁании отраслей обслуживания экономическую оценку свободного времени (ЭОСВ). Несмотря на все недостатки существующих оценок, следует признать справедливым и практически важным положение, что с помощью ЭОСВ «непроизводительное расходование свободного (внерабочего.— В. А.) времени приравнивается к потере части национального дохода», что «благодаря такой оцепко потери свободного времени становятся соизмеримы с другими элементами общественных затрат»75. Использование ЭОСВ помогает избежать субъективизма в установлении нормативов, экономически и социально обосновать их для различных регионов и типов городов. Определенным развитием показателя «общественно организованного свободного времени» является показатель «освоения свободного времени», который в сопоставлении с затраченными ресурсами расширяет возможности экономической оценки функционирования учреждений культуры и искусства76, однако «конечный социальный эффект», по нашему мнению, не отражает. Пока оценивается ие собственно деятельность в свободное время, а потери внерабочего времени в сфере обслуживания. Существует острая необходимость оценки социально-экономического значения видов деятельности свободного времени, которая послужила бы основой расчета рациональных бюджетов, нормативов затрат времени по отдельным видам деятельности, в чем так нуждаются архитекторы и проектировщики.

Сотрудничество ИЭиОПП СО АН СССР с рядом институтов экспериментального проектирования оказало определенное влияние па само изучение бюджетов времени, с не-обходимостью толкая на разработку теоретических, методологических проблем времени с применением более совершенных методов, привлечением дополнительных данных, материалов других исследований, требуя научных ответов на такие вопросы, как количество и структура времени субъекта, прежде всего территориального и отдельных групп населения, определение основных влияющих на использование времени факторов, степени точности отражения в показателях времени общественных явлений, процессов, соотношения пространственной и временной структур и т. д. Такое сотрудничество является для социолога важным стимулом в работе, обогащая ее реальными путями, способами материализации предложений и идей. Это требует и более строгого отношения к методам исследования, оценке его результатов.

Показатели времени в изучении образа жизни

Одной из основных областей применения показателей времени является изучение образа жизни и путей его совершенствования. Исследования в этой области шли от конкретных исследований жизнедеятельности (обследования бюджетов времени, изучение досуга, свободного времени) и от изучения качественных характеристик человека социалистического общества, его деятельности, задач, целей, идеалов этого общества. Появился и ряд работ, которые можно охарактеризовать как попытку органического сочетания отих подходов.

Первым высказал положение о непосредственной связи образа жизни и бюджета времени Л. Вызов. Указывая на большое значение метода наблюдения времени в социологии, он отмечал, что бюджет времени «должен оказаться весьма действительным при изучении образа жизни представителей разных социальных слоев»77. В дальнейшем термин «образ жизни» в социологической пауке если и употреблялся, то в очень общем смысле, хотя конкретный анализ его изменении велся еще в 20—30-е годы С. Г. Струмилипым. Проблематика образа жизни, как такового, стала активно разрабатываться с конца 60-х годов. В виде материалов проведенных к этому моменту обследований бюджетов времени новая область исследований получила довольно солидную эмпирическую базу. Надо подчеркнуть, что конкретное исследование образа жизни практически начали те, кто был причастеп к изучению бюджетов времени, хотя тогда чаще употреблялись менее общие термины: «быт», «повседневное поведение»78. Заметным явлением в литературе стала книга Л. А. Гордона и Э. В. Клопова, в которой подчеркивается связь образа жизни и бюджетов времени, содержательно рассматриваются i те количественные показатели, в которых выражается бюд-' жет времени. На II Международной конференции по свободному времени (Будапешт, 1974 г.) уже активно обсуждался попрос о связи изучения бюджетов времени и образа жизни, а в рекомендациях была подчеркнута необходимость тесной увязки этих областей научных исследований в целях прогресса в познании социально-экономических процессов, совершающихся в современном обществе.

Образ жизни — это совокупность типичных видов деятельности, которая выражает сущность социального субъекта, отвечает идеалам и нормам своего общественного строя, способствует его поддержанию, функционированию, а также ук-

реплению и развитию. Разумеется, субъект, будь то индивид или общество, всегда существует в конкретно-исторических условиях, т. е. в определенных общественных отношениях, при определенном уровне развития производительных сил, на определенном этапе развития всего человечества. В пределах социально-экономической системы общие черты проявляются в образе жизни субъектов всех уровней, хотя и становясь па уровне индивидов менее выраженными, более индивидуально преломленными.

Б. Л. Грушин считает основными составляющими образа жизни характеристики человеческой деятельности, выделяя при этом формы, типы, сферы, виды и содержание человеческой деятельности. Он обращает также внимание на ошибку многих авторов, включающих показатели условий деятельности в число показателей образа жизни. «Лишь при вульгарном подходе,— пишет Б. А. Грушин,— возможно на основании познания диалектики организма и среды рассматривать характеристику среды в качестве характеристики организма»79. Ставя задачу разработки «естественной, или органической, типологии» образа жизни, Б. Л. Грушин oi-мечаст необходимость использования многочисленных данных социологии досуга, которая в нашей стране базируется к основном на изучении бюджетов времени. Нельзя сводить образ жизни только к повседневной деятельности, как нельзя и обходиться без нее. Образ жизни отражает «устойчивые, существенные, качественные, закономерные» черты, характеризующие деятельность в конкретном обществе. При этом различается образ жизни «как норма и как ее воплощение л жизнь»80. Помимо определенного количественного соотношения видов деятельности, образ жизни характеризуется мотн вами, целями деятельности и рядом более конкретных со свойств (содержание, систематичность, характер общения), а также отношениями между людьми в процессе деятельности, степенью и тенденциями различий социальных, социально-территориальных групп, ролью, ценностью человека jsобществе.

Время — «первое, что свидетельствует об изменении образа жизни»51, а бюджет времени есть не только метод изучения, но и способ отражения реального поведения в конкретных ситуациях82. Да и в вопросе о ценностях образа жизни показатели бюджета времени и особенно его изменений несравненно более надежны и информативны, чем данные, получаемые в ответ па вопрос о том, какие занятия люди считают важными. В этом смысле работа, специально посвященная деятельности личности, ее регуляции, немало бы выиграла, если бы в ней значительно шире применилась информация об использовании времени, т. е. о реальной деятельности человека. Однако то обстоятельство, что поначалу (да и теперь) к описанию состояния и тенденций образа жизни привлекались в основном материалы именно общих обследований бюджетов времени, а по обследований, специально направленных па изучение образа жизни, играет и отрицательную роль, создавая впечатление очень ограниченных возможностей как бюджетного метода, так и бюджета времени как формы представления информации о деятельности. Поэтому следует отметить, что пока в исследованиях образа жизни, по существу, использовался лишь один из широко применяемых временных показателей — продолжительность тех или иных, как правило взятых отдельно, видов деятельности (и реже — их частота). Если же говорить о потенциальных возможностях бюджетов времени, особенно в их сочетании с анкетным опросом, то здесь вообще исследовательская залежь (не целина, а именно залежь, поскольку возможности эти проверялись еще в исследованиях 20-х годов).

Очень значительную роль времени, временному измерению, временным соотношениям отводит в изучении образа жизни Л. П. Бутенко. По его мнению, то, что структура образа жизни личности имеет временное измерение, очень: важно для социологических исследований, ибо позволяет «совершенно конкретно» выделить основные элементы и дать качественную характеристику образу жизни, исходя из «количества времени» отдельных видов деятельности, «выработать некоторые принципы сравнительного анализа образа жизни, построить модель образа жизни». Однако мы не можем согласиться с целым рядом положений автора о структуре времени, оценке соотношения рабочего и свободного ; времени и др. Представляется также, что термин «форма и деятельность», употребляемый здесь и в других работах по образу жизни, не вполне удачен, ибо подчеркивает одну сторону деятельности — форму, независимо от того, какой именно смысл вкладывает автор в это слово. Но главное-то — со- держание деятельности, поэтому, на наш взгляд, предпочтительнее употреблять термин «вид деятельности», когда имеется в виду предметное содержание деятельности, ее направленность па удовлетворение определенных человеческих потребностей, развитие человека.


© 1999-2024, Институт социальных наук ИГУ