Лекция 4. Структура социального времени.
Дж.Левие и Э.Вайгерт формулируют три ключевых понятия социального времени: включенность, стратификация и синхронность. Важной чертой, влияющей на временную организацию социального взаимо действия, является то, что все социальные акты во временном отношении находятся внутри других социальных актов. Они называют это временной включенностью. Например, человек прерывает разговор, так как он должен заняться другими делами. Таким образом, личное время человека всегда включено во время его социального взаимодействия. Личное время и время взаимодействия в свою очередь включены в макровремя социальных институтов и в макровремя культуры. Эта включенность конституирует временную интеграцию разных уровней социальной структуры и вызывает необходимость временной стратификации и синхронизации.
Различие между макровременем социальных институтов и макровременем культуры основано на их различиях по форме и объему. В институциональной сфере индивидуальные организации (школы, фабрики и т.д.), которые создают свою институциональную сферу, конструируют свои временные распорядки и правила. Хотя они и могут учитывать временные структуры других организаций, с которыми они должны сотрудничать, нормы и санкции, регулирующие использование времени в конкретной организации, распространяются только на членов этой организации. Также существуют культурные временные структуры (день, неделя, сезоны), которые распространяются на всех функционирующих членов общества.
В индустриальных обществах существует отличие по форме между институциональysми и культурными структурами времени. Наиболее фундаментальное различие состоит в том, что культурные структуры, такие, как день, неделя, времена года относятся к циклическому времени, а большинство организаций действуют в линейном времени. Поэтому целесообразно разделить структуры макровремени на две категории: циклы социального времени и институциональное время.
Левис и Вайгерт выделяют три цикла социального времени: дневной цикл, недельный и годовой цикл. Физический день с его сменой дня и ночи и градациями рассвета, утра, полдня, сумерек и ночи является основой для ежедневного цикла деятельности человека. Дневной цикл начинается с подъема утром и заканчивается отходом ко сну ночью. В современном индустриальном обществе человек должен придерживаться жесткого распорядка времени. Наша зависимость от часового времени приводит к отчуждению от тех повседневных событий, которые не детерминированы часами. Церковные службы, университетские курсы, телевизионные программы, время ленча и многие другие повседневные виды деятельности организованы так, чтобы продолжать точно отведенное для них время вне зависимости от социального или психологического состояния участвующих в них людей. Несмотря на жесткий режим времени, люди не только ожидают этого, но и ценят его, так как отсрочка или замена каких-то событий приводят к
негативным эмоциям и срыву важных дел.
Недельный цикл. Семидневная неделя в западном календаре отражает библейские представления о шести днях творения мира и седьмом дне отдыха. Установление воскресенья как дня религиозной деятельности является примером традиционного контро-
ля организованной религии за календарем. Попытка изменить календарь во Французской республике в 1793 г. встретила ожесточенное сопротивление. В наше время воскресенье стало временем досуга. Борьба рабочих за сокращение рабочей недели привело к тому, что суббота и воскресенье стали выходными. Уик-энд, конец недели, стал временем, свободным от повседневной деятельности. В зависимости от того или иного дня недели меняется соотношение свободного и рабочего времени, времени, которое человек тратит
на свою семью и на себя.
Времена года также отличаются по своему социальному значению. Во-первых, в зависимости от времени года меняются способы проведения свободного времени. Во-вторых, каждый сезон отличается от других своим праздником: Рождество-Новый год, национальные праздники. Символически трансформируясь, смена времен года влияет на наши мысли, чувства, поведение. Для христиан временная структура времен года, недели, дня - одна, для евреев - другая, для мусульман - третья. В каждой региональной и национальной структуре существует своя временная структура этих природных циклов.
Социальное время индивида отличается от биологического. Человек рождается, растет, стареет и умирает."Биологические часы" контролируют наши физические биографии, социальное время регулирует нашу социальную жизнь. Каждый человек проходит ряд этапов социальной жизни: учится в школе, высшем учебном заведении, работает, уходит на пенсию. В зависимости от своего социального статуса он имеет большую или меньшую свободу распоряжаться своим временем. Так, представители "свободных профессий" имеют менее жесткий распорядок рабочего дня, чем промышленные рабочие. Чем выше социальный статус человека, тем большим хозяином своего времени он является. Время, которое человек тратит на приобретение своего статуса, - биографическое или социальное время.
Среди описанных времен существует определенная стратификация. Организационное время требует первенства перед временем взаимодействия, а время взаимодействия более значимо, чем личное время. Организационное время обладает более жесткой, принудительной организацией, чем другие виды социального времени. Причиной этого является его высокая включенность и стратификация. Промышленное производство организовано в соответствии с фиксированной последовательностью фаз или стадий. Если нарушается длительность и порядок, то производственный процесс останавливается.
Поэтому организационное или институциональное время меньше содержит в себе свободного времени. Существенные различия между личным временем, временем взаимодействия, биографическим, организационным и другими видами социального времени делают трудной для человека задачу управления временем своей повседневной жизни.
Синхронизация времени миллионов людей - одно из необходимых условий нормальной социальной жизни и одно из основных свойств социального времени. Стратификация социального времени - центральная черта человеческой жизни. Распределение времени человека, предсказуемость его поведения тесно связаны друг с другом. Без организации социального времени невозможно планировать деятельность.
К.Проновост предлагает следующую структуру социального времени. Прежде всего он выделяет две оси социального времени: вертикальную, касающуюся измерений или шкал времени и горизонтальную, связанную с многочисленными временами повседневной жизни. В соответствии с этим можно выделить три главных типа времени: макросоциальное, микросоциальное и организационное время.
Макросециальное время - это самый общий уровень анализа, описывающий время общества в целом: годовые ритмы, жизненные циклы, школьное время, организация рабочего времени и т.д. Если говорить о ритме общества в целом, то главные отличия тут будут между западными и восточными обществами. Организационное время - структурации времени в организациях.
Микросоциальное время - это структурация времени в течение дня, недели, месяца. Такие уровни анализа существуют только теоретически. В действительности они всенеразрывны друг от друга. Здесь встает вопрос о синхронизации и десинхронизации всех типов времени. Вследствие этого отдельные группы населения могут быть описаны как "десинхронизированные" по отношению к городскому или макросоциальному ритму.
К ним относятся, например, безработные. По горизонтальной оси находятся времена повседневной жизни. Тут исследователь сталкивается с двумя проблемами: как определить и выделить разные виды времени; как члены общества сами переходят от одного вида времени к другому. Разделение на социальные времена включают в себя также трудные задачи наблюдения и измерения. Члены общества должны постоянно уметь определять, в каком времени они в данный момент находятся.
К.Проновост выделяет три аспекта современного понимания социального времени:
1) ценность времени в современном обществе; время ни в коем случае не следует терять, время - деньги, в отличие от праздности, скуки, пассивности;
2) стратегии планирования в организации времени; современное общество ориентировано во времени, настроено на развитие и долговременное программирование. Такой подход контрастирует с фатализмом, чувством бессилия перед бегом времени, рутинной последовательностью действий;
3) социальные концепции времени характеризуются представлениями о среднем и длительном временном горизонте. Понятия прогресса и проекты будущего - главные в этом аспекте социального времени. Будущее, а не прошлое определяет временной горизонт современных обществ. В последнее время в восприятии времени в современном обществе происходят существенные изменения. Люди все больше стараются наслаждаться настоящим. Время меньше определяется в терминах его использования, качество межличностных отношений становится более важным критерием подхода ко времени.
Для изучения социального времени, считает К.Проновост, необходимо привлечение социологии социальных классов и социальных групп. Наиболее важные различия связаны со следующими категориями:
1. Возрастные группы: неоспоримо, что молодые люди, люди среднего возраста и пенсионеры имеют очень разные представления о времени и о своей деятельности. В иачестве примера можно привести "культуру двойного времени" молодежи: здесь имеется
короткий период времени, в который они желают жить интенсивно, и более продолжительное время, которое они проводят со своей семьей.
2. Жизненные циклы: они связаны с возрастом, но не совпадают с ним. Детство, подростковый период, пенсионный возраст и фазы семейной жизни оказывают определяющее влияние на отношение человека ко времени.
3. Социальный класс и ситуация в сфере занятости влияют на восприятие времени. Отношение ко времени зависит не только от социально
-экономического статуса индивида, но и от организации его рабочего времени (смена работы, работа с неполным днем).
4. Социальные роли, мужские и женские стереотипы также воздействуют на отношение ко времени
Изменения в восприятии времени в послевоенный период в Западной Европе, новые подходы к использованию времени, попытки планирования бюджета времени рассматривает Р.Резсохази. Устойчивый экономический рост Западной Европы в послевоенный период (до конца 60-х годов) вызвал у населения ощущение безграничного прогресса, но социально-экономический кризис Запада, начавшийся в 70-е годы, заставил усомниться в будущем и обратить внимание на настоящее и прошлое. Это привело к появлению стиля "ретро", мифологизации "старого доброго времени". Проведенный автором в 1980 г. Опрос франкоговооядих бельгийцев показал, как разные группы населения относятся ко времени. Прошлое предпочитают настоящему люди старше 65 лет, а также те, кто сталкивается с неразрешимыми проблемами: больные, неквалифицированнее рабочие, фермеры. Настоящее предпочитают лица в возрасте 25-29 лет - студенты, учителя, квалифицированные рабочие. Досуговые ценности в этой группе котируются выше, чем работа. Будущим интересуются хорошо образованные специалисты средних лет (30-59 лет), занимающие престижные должности. Они увлечены своей работой, политически, социально и культурно активны.
По данным международного опроса, большинство жителей Северной Ирландии, Ирландии, Великобритании пессимистически относятся к будущему и озабочены повседневными делами. Население Франции, Дании, Нидерландов, Бельгии и Испании делится примерно на две равные части по отношению к будущему. Большинство жителей ФРГ с надеждой смотрят в будущее. На отношение к прошлому, настоящему, будущему влияют такие факторы, как культурный уровень, возможности, предоставленные обществом, гарантии занятости, образ жизни и возраст.
За последние годы изменилось отношение к труду. Работа перестала быть самодовлеющей ценностью, а стала рассматриваться как источник заработка и средство самореализации. Значительно возросло значение свободного времени. Большая часть работоспособного населения видит в работе смысл своей жизни, но возросла требовательность к качеству работы, ее творческому характеру, возможностям проявлять инициативу. Планирование бюджета времени перестало быть частным делом и превратилось в объект общественной политики по трем причинам:
1) технологический прогресс приводит к уменьшению затрат времени на производство единицы продукции;
2) люди хотят сами управлять своим временем, ценят независимость, автономию, возможность самореализации;
3) традиционное распределение времени не отвечает этим новым требованиям.
Предлагаемые способы реорганизации социального времени можно разделить на три группы: сокращение рабочего времени в целях уменьшения числа безработных; введение гибкой структуры бюджета времени (индивидуальная организация рабочего и свободного
времени); продление времени использования средств производства с целью получения большей прибыли и сокращения индивидуальной продолжительности рабочего дня.
Связь между социальной структурой и различиями в использовании времени анализирует М.Беллони. Исследование проводилось в Турине. Признаком выделения групп является профессия. Выделяются следующие социальные группы:
- высшие классы - предприниматели и менеджеры, обладающие правом принимать решения; представители интеллектуальной элиты и мира свободных профессий, достигшие больших успехов;
- зависимый средний класс - административные и технические служащие, выполняющие чужие решения или обучающие персонал со средним образованием; -- -автономный средний класс - торговцы, ремесленники и другие независимые профессии, характеризующиеся уровнем образования от среднего до низкого;
низший класс - профессии физического труда и низшие служащие в промышленности, торговле и сфере услуг.
Дневное время разбивается на "обязательное время", "принудительное время", "необходимое время", "обусловленное время", "свободное время". Автономный средний класс в наибольшей степени отличается от других классов. Распределение времени у него
наиболее жесткое, качество жизни невысокое, наибольшая часть дневного времени занята работой, мало количество свободного времени» Пространственная мобильность (принудительное время) невысокая и участие представителей этого класса в социальной жизни (обусловленное время) ограничено.
У высших классов обязательное время составляет меньшую, а свободное большую часть, чем у других классов, что указывает на большие возможности организации своего времени и высокое качество жизни. Наибольшие различия в распределении дневного вре-
мени связаны с использованием свободного времени. Эти различия наиболее велики между высшим классом и автономным средним классом, т.е. между классом с высшим уровнем ответственности и классом, находящимся на низшем уровне иерархической шкалы.
Продолжительность рабочего дня у высшего класса составляет в среднем 6 час. 37 мин., а у автономного среднего класса - 8 час. 17 мин. Высший класс и автономный средний класс в большей степени, чем другие классы, идентифицируют себя со своим трудом, их труд менее отчужден.
Распределение времени на ведение домашнего хозяйства демонстрирует роль женщин в семье. Количество досуга и свободного времени у работающих женщин во всех классах меньше, чем у мужчин. Они меньше уделяют времени домашней работе, чем домохозяйки, и проводят меньше времени на работе, чем мужчины. Можно допустить, что тенденция женщин всех классов к сокращению времени пребывания на оплачиваемой работе связана с нежеланием полностью идентифицировать себя с миром работы.
Высший класс имеет наибольшее количество свободного времени: у этого класса иногда бывает трудно отличить свободное время от рабочего, в силу того, что индивидуальные культурные интересы тесно связаны с содержанием труда, в силу этого у данного класса нет существенного различия между рабочими и свободными днями, а также между различными частями дня. Высший класс отличается от других классов и по содержанию свободного времени. Большее время уделяется различным видам игр и чтению и меньшее
- просмотру телевизора. Более высокий социальный статус в сочетании с более высоким уровнем образования приводит к менее пассивному использованию свободного времени и способствует культурному и творческому развитию индивида. Зависимый средний класс в свободное время занимается спортом, ходит в гости и посещает зрелищные мероприятия. Автономный средний класс и низший класс в свободное время смотрят телевизор.
В целом не выявлено существенных различий между социальными классами в распределении времени в течение дня. Основными индикаторами неравенства являются продолжительность рабочего дня и использование свободного времени. Для повышения качества жизни необходимо не перераспределение времени, а возвращение к утраченному единому и гармоничному ощущению времени.
К.Лалив Д'Эпинэ анализирует, как этос (социокультурная идентичность) определяет повседневную жизнь, а также как возможно эмпирически проанализировать и теоретически определить этос как специфическую комбинацию отношений со временем и
пространством, как связь между восприятием времени и захватом пространства. Эмпирической базой для его статьи послужил опрос 150 швейцарцев 65 лет и старше, проведенный в 1979 г. во франкоговорящей Швейцарии. Аналитическая структура материала была получена из общей модели этоса, включающей в себя три измерения:
1) пространственное измерение:
а) знакомые места, где индивид чувствует себя как дома, свободно передвигается;
б) путь между знакомыми местами;
в) места, принадлежащие "другим людям";
г) воображаемые места, где человек бывал и которые запомнил, или места, где он собирается побывать;
2) временное измерение:
а) отношение индивида в роли времени в его жизни;
б) связь индивида с историей;
3) психосоциальное и социальное измерение:
а) отношение к самому себе и своему телу; отношения с ближайшим окружением;
б) социальная дефиниция или идентификация индивида с социальными группами.
Анализ материала показывает, что социальные я социально-психологические измерения можно рассматривать как результат взаимодействий со временем и пространством. Изучение восприятия людьми временного отрезка своей жизни показывает, что связи индивида с историей зависят от его позиции в обществе. Для правящих классов жизненные планы заключаются в поддержке своей позиции исторически активной фигуры так долго, как это возможно. Для рабочих история и социальные изменения являются силами, способными разрушить их жизнь и находящимися вне их контроля.
Фундаментом этоса мелких собственников является владение небольшой частной собственностью (это чаще всего собственный дом с небольшим участком). Отношение к истории и окружающему миру у них двойственное. Пространство распадается на две части: пространство дома, где сосредоточена большая часть повседневной жизни и где существуют действительные ценности, и весь остальной мир, в котором царит хаос. Внешний мир предстает угрозой их благополучию, а настоящее и будущее сулит им одни
проблема. Поэтому ностальгия по прошлому сочетается с мечтой о настоящих лидерах, которые все приведут в порядок.
Крестьянство в горах - это собственники небольших участков земли, проживающие в селах. Как правило, это католики, в жизни которых религия занимает главное место. Все происходящее они расценивают с религиозной точки зрения. Для них характерно ожидание и даже желание смерти, поскольку они верят в загробную жизнь и ностальгически вспоминают прожитую жизнь. Однако многие, особенно женщины, жалуются на свою жизнь.
Можно выделить три главных фактора, определяющих жизнь крестьян: семья, земля и село. К внешнему миру и к историческим переменам они относятся как к неизбежному злу. Сокращение числа крестьян и верующих не вызывает у них трагического взгляда ,на жизнь. Прогресс в бытовых условиях, пенсия по старости сделали жизнь пожилых крестьян относительно стабильной и спокойной. Село остается хранителем освещенного религией уклада жизни. Модернизацию сельские жители воспринимает двойственно: с одной стороны, они осуждают ее, исходя из своих моральных стандартов, основанных на религии, а с другой стороны, оценивая улучшение своей повседневной жизни, приветствуют ее.
В приведенных исследованиях показано, как различные социальные группы отличаются по способу организации и восприятия времени. Индивидуальные, микросоциальные отличия в восприятии времени демонстрирует Н.Дензин. Он показывает, как изменяются и приобретают новые значения интерпретации социальных событий, когда их перечитывают и заново исследуют. Эти новые интерпретации используются для подтверждения первоначального впечатления, для придания смысла "историчности" повседневной жизни. Всю социальную жизнь можно представить себе видимым, но не интерпретированным фильмом, который можно рассматривать как парадоксальный текст. С одной стороны, он полностью завершен, с другой – его смысл всегда открыт новым интерпретациям при новом просмотре. Например, фильм «Под влиянием» рассказывает об алкоголике и его семье. В конце фильма отец умирает от алкоголизма, а двое его сыновей также становятся алкоголиками. Все действие фильма происходит во времени, его герои имеют дело с временной последовательностью действий, с проектированием будущего, с неудачей в настоящем и прошлом. на другом временном уровне фильм рассказывает биографии членов семьи и объединяет их историю в целом.
Четыре человека сначала поодиночке, а потом вместе многократно просмотрели фильм. При этом выяснилось, что его можно понять не только как фильм о семье, разрушаемой алкоголем, но и как фильм об отрицании, фильм о взрослых детях, фильм о взрослых детях-алкоголиках. В конце предположили, что в фильме есть главные и неглавные сцены, первый просмотр фильма создает основу для его последующих интерпретаций. Можно рассматривать этот фильм как культурный текст, показывающий, как средства массовой информации понимают алкоголизм, алкоголиков и семью алкоголиков. Наше восприятие становится одним из способов интерпретации фильма. Исходя из опыта своего восприятия контекста, мы обнаруживаем многозначность фильма. После этого мы выделяем культурный объект, воплощающий многозначность фильма. Созданный нами, он переплетается с реальным фильмом. Мы создаем новый фильм из наших впечатлений о нем.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Во-первых, временные черты повседневной жизни весьма важны для ее теоретического анализа.
Во- вторых, социальные науки в значительной степени - это речевые и интеракционистские дисциплины. Явления, изучаемые ими, - результат деятельности, про
текающей во времени.
В-третьих, интеракционистские тексты являются продуктами процесса первоначального восприятия.
В-четвертых, любая интерпретация социальной действительности представляет собой процесс во времени.
Те ученые, которые пытаются выразить свои результаты и обобщения "нейтральным языком", обнаруживают, что их слова создают или конструируют ту реальность, которую они стремились описать или проанализировать. Семья в фильме, как и любая другая, существует во времени. Поэтому интерпретировать ее надо с этой точки зрения, и сам процесс интепретации социальной действительности также протекает во времени.
Многие социологи ограничиваются противопоставлением часового и социального времени. Некоторые из них смотрят глубже и выделяют два главных образа времени - линейное время и циклическое время. Первый из них представляет собой объективную и хронологическую форму времени, второй – более антропологическую, данную в восприятии человека.