Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА:
РАЗВИТИЕ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах XIX века. Как самостоятельная наука социология активно формировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и английском языках.
Основателем этой науки является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.) Огюст Конт впервые обосновал необходимость выделения социального знания в самостоятельную науку и впервые определил ее предмет и специфические, лишь ей присущие методы.
Огюст Конт был основоположником теории позитивизма, которая утверждала необходимость создания доказательной базы при изучении общественных явлений, какую имеют естественные науки. Поэтому социология, считал О.Конт, должна основываться только на научных методах получения эмпирической информации, таких, какими являются, например, методы наблюдения, сравнительный или исторический анализы фактов, метод использования статистических данных и эксперимент.
Научный подход к изучению общества, предложенный О.Контом, должен был противостоять умозрительному рассуждению об обществе, который предлагала в то время метафизика (философское направление, которое утверждало, что реальность, в которой мы живем есть лишь плод нашего воображения). Это способствовало тому, что социология сразу стала развиваться как эмпирическая наука.
Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в научной литературе до конца XIX века. В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общественных явлений стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи начинает менять свое содержание и сводится к изучению социальных сторон общественного развития.
Первым социологом, определившим социологию как специфическую науку, отличную от обществознания, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философ, создатель “ Французской социологической школы “ С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.
Институционализация (в данном случае как общественное признание науки) социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “, что одной из первоочередных задач советской науки является проведение ряда социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах. С этой целью в России был организован Социобиологический институт. В этом же году в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с Питиримом Сорокиным.
В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основная проблема, которая обсуждалась в ней в те годы – это определение направления дальнейшего развития: или по пути русской социологической мысли или по пути социологии марксизма. В этой связи в развитии российской социологии наблюдаются две различные социологические школы: представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма, на развитие которой решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. - 1923 ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии.
А после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина социология в административно- приказном порядке была упразднена. Был наложен строжайший запрет на конкретное изучение проблем и явлений социальной жизни, а сама социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие и социологи - профессионалы.
Принципы, теория, методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом, царившим в то время в советском обществе. В степень науки была возведена социальная мифология, именуемая «история партии», а позже к ней добавился «научный коммунизм», в то время как реальная наука была объявлена лженаукой.
Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии : началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, но социология как наука так и осталась «вне закона». Она оставалась поглощенной социальной философией, а конкретные социальные исследования как несовместимые со спецификой философской гносеологии, выводились за пределы социального знания.
Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий, беспроблемный характер. Партийной идеологией не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социологов по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда и демографических проблем, отчуждения власти от народа и т. д.
Цензура не пропускала такие научные понятия как «экология», «отчуждение», «социальная динамика», «социология труда», «социология политика», «социология семьи», «социология религии», «социальная норма» и др., которые были под запретом царившей тогда идеологии. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.
К середине 60-х годов социологические исследования получили право на жизнь, и вместе с этим стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерииии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском Университете.
В 1962 году в СССР была основана советская социологическая ассоциация. В 1969г был создан Институт конкретных социологических исследований ( с 1972г - Институт социологических исследований, а с 1978г - Институт социологии АН СССР). С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования “.
Но развитие российской социологии снова затормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, Институт социологических исследований был обвинен в насаждении буржуазных теоретических концепций и советскими идеологами было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.
Запрет на развитие теоретической социология в России продолжался до 1988 г. Наконец, закончился семидесятилетний период борьбы за существование социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. « О повышении роли марксистско - ленинской социологии в решении узловых и социальных проблем советского общества»)
В отличие от России в Европе и США социологии всегда уделялось и уделяется большое внимание. Именно поэтому лидирующими являются американская и европейская социологические школы. Только в США в настоящее время работает 90 000 ученых в области социологии, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием, социальные исследования стали доходным бизнесом, т.к. влиятельные политические круги не жалеют средств для изучения социальных проблем и своевременном проведении реформ в целях достижения стабильности в обществе.
В послереволюционной России первый выпуск ста человек-социологов состоялся в 1989 г. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.
В истории социологии как науки в зависимости от того, какой стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение в социологии 19 века выделяли несколько различных направлений. Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и ее отдельных компонентов (климат, ландшафт и т.д.). Демографическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, “расового подбора” и борьбы “высших” и “низших” рас. Органическая школа (организм) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества - как аналогичное разделению функций между различными органами.
В конце 19 начале 20 веков широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии - инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм, которые объясняли содержание и проблемы общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а так же сами процессы и формы социального взаимодействия.
Второй линией развития социологии были эмпирические социальные исследования. В начале 20 века появились первые центры социальных исследований: Лондонское социологическое общество (1903), Немецкое социологическое общество (1909), Американское социологическое общество (1905). В 1916 году в Петрограде было создано Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (1851-1916), учителя П. Сорокина.
Историками социологии высоко оценивается вклад в развитие социологии английского философа Герберта Спенсера(1820-1903), французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858-1917), немецкого социолога Макса Вебера (1884-1920). Выдающимся в 20 веке был русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), высланный из Советской России в сентябре 1922 года. П. Сорокин успешно выполнил роль систематизатора социологического знания. В понимании П. Сорокина, социология – это наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих рядовых видах. Явления, изучаемые социологией, в конечном счете сводятся к социальному взаимодействию (П.Сорокин) или социальным действиям (М.Вебер ) отдельных людей, социальных групп, обществ.
Постепенно наряду с развитием теоретической социологии происходило ее разделение на отдельные научные направления. Еще Э. Дюркгейм, помимо общей социологии, выделял социологию религии, юридическую социологию, социологию морали и социальную морфологию.
Более обширный список специальных социологических направлений представил П. Сорокин: демографическая социология, аграрная социология, социология народа, социология семьи, брака, религии, знания, социология войны, революции, социология преступления и наказания; социология искусств; экономическая и политическая социологии.
Современная социология дифференцирована на множество направлений, которые представляют собой эмпирическую часть социологии или эмпирические теории. В 60-х годах ХХ века американский социолог( ученик П.Сорокина) Роберт Мертон назвал эмпирические направления социологии теории среднего уровня и классифицировал их на три группы: 1. Теории по субъекту исследовании( напр., социология личности, социология\ семьи, социология группы и т.д.); 2. Теории по сфере деятельности субъекта (напр., социология труда, социология религии, социлология культуры и т.д.) и 3. Теории междисциплинарные (напр., биосоциология, геронтосоциология и т.д.)
Процесс развития социологии в настоящее время не завершен. Социология отностится к числу наук, которые в настоящее время бурно развиваются. Но как и всякая наука социология может развиваться только при наличии благоприятных условий со стороны общества, т.е. когда имеется достаточное бюджетное финансирования для проведения научных исследований и нет цензуры и идеологического давления на исследователей.