ВВЕДЕНИЕ
Человеческое знание состоит не только из естественных и точных наук. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание; высшее объемлет собой мир нравственный, заключает в области своего ведения все, чем высоко свято бытие человека, как писал В.Г. Белинский
Современный человек - это индивид, в формировании которого активно участвуют наряду с местной социальной средой и традициями, факторы глобального порядка, к которым относятся: диалоги культур и цивилизаций, всемирное духовное производство в виде науки, искусства и массовых коммуникаций.
Рассогласованность микро- и макромира, в котором существует человек и его общество, нарушение культурных и общецивилизационных ориентиров, эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) взаимовлияний происходит через сознание и психику человека, сообщая особый динамизм его жизни. Поэтому каждый человек ответственен за ту ситуацию в обществе, которая имеет место в каждый миг его существования.
Это актуально как для всего мира так и для нашей страны в частности, которая уже не в первый раз, самоопределяясь в мировом цивилизационном пространстве между Востоком и Западом, Севером и Югом, индустриальным и постиндустриальным обществом, не может найти свое собственное место. Российские реформы, наряду с внешними источниками, имеют прежде всего свои внутренние причины, связанные с индивидуальными историческими особенностями формирования и развития нашего общества, особенностями развития культуры и интеграционными тенденциями в современной экономике и культуре.
Наше время - время формирования нового общества и новой системы образования, превращения ее в крупнейшую отрасль, которая, с одной стороны, формирует и развивает главную производительную силу - самого человека, а с другой - является источником формирования мировоззрения, показателем степени культурности этого общества. Поскольку научно-технический прогресс отторгает человека от естественного русла его развития, то гуманизация и гуманитаризация образования становятся первоочередной задачей.
Актуальность этой проблемы прогрессивно возрастает. Современный молодой человек, обитающий в нашем рукотворном хаосе, не обладающий спасительными нормами и ценностями, как никто другой нуждается в научном мировоззрении, дающим ориентировку в процессах, происходящих в современном обществе. Понимание этого ведет к осознанию себя частью единого человечества, объединению людей во имя сохранения земной цивилизации
Поэтому изучение гуманитарных дисциплин сегодня становится жизненно необходимого каждому специалисту, имеющему диплом о высшем образовании. Накопленные человечеством громадные запасы гуманитарного знания в современном образовании используется лишь в мизерных дозах. Изучение "Социологии" дает возможность приобщить студентов ВУЗов к культуре, пробудить у них тягу к научному мировоззрению. Изучая социологию, студенты получают представление об обществе как целостной системе и ее элементах, таких как социальные институты, процессы, группы и т.д.