Лекция 6. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Методологией называют систему принципов научного исследования.
Например, нам нужно изучить проблему возрастания социальной напряженности в обществе. Для этого необходимо:
— изучить социальную структуру общества;
— определить показатели жизненного уровня общества и его социальных общностей;
— изучить динамику изменений этих показателей за определенный период, т.е. измерить их;
— изучить реакцию людей и отдельных общностей на изменение уровня жизни, смену показателей;
— и т.д.
Это есть методология: система принципов научного исследования, оказывающая влияние на совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных.
В социологии различают три уровня методологии:
Уровень первый – это уровень общенаучной методологии, т.е. выражение эвристической (т.е. поисковой) функции. До недавнего времени главным был диалектический подход в познании.
Так, диалектика природы утверждает, что качества или устойчивые свойства предмета (социального объекта в нашем случае) обнаруживаются как нечто сохраняющееся в многообразных отношениях этого предмета с другими.
В качестве методологических принципов в этом случае выступают все основные положения, вытекающие из законов и категорий философии:
— материалистическое понимание социальной действительности;
— диалектическое развитие;
— единство и борьба противоположностей;
— диалектическое отрицание (отрицание отрицания);
— сущность и явление;
— содержание и форма (форма всегда соответствует содержанию);
— связь количественных и качественных изменений (при накоплении необходимого количества изменяется качество ) и др.
В них выражается сознательная философская позиция.
Методологический принцип, вытекающий отсюда: необходимо предусмотреть определенные исследовательские процедуры, чтобы “схватить” именно устойчивые свойства объекта.
Например: “Какова структура мотивов трудовой деятельности?”
Рассматривают 3 типа конкретных ситуаций:
1) Опрашиваются выпускники школ, решающие вопрос о выборе профессии. Они оценивают различные преимущества и недостатки избираемой специальности, выявляются ценностные ориентации, личностно-значимые нормативы оценки содержания и условий трудовой деятельности. Это проективная (воображаемая) ситуация.
2) Опрашивают молодых рабочих, оценивающих положительные и отрицательные стороны своей реальной работы. Это реальная уравновешенная ситуация.
3) Опрашиваются рабочие, меняющие место работы, т.к. она их по каким-то мотивам не устраивает. Это стрессовая или даже конфликтная ситуация.
Сопоставляя данные трех ситуаций, мы обнаруживаем, что некоторые мотивы трудовой деятельности постоянно присутствуют во всех трех случаях:
— содержание труда;
— размер заработка;
— возможность продвижения по работе;
— престиж профессии.
Это и есть мотивационное ядро, т.е. устойчивые сочетания, характеризующие отношение к труду в различных его состояниях и связях.
Следующее утверждение диалектики связано с необходимостью рассматривать социальные процессы в их развитии, изменении.
(В примере, приведенном выше, это означает, что надо опросить этих рабочих спустя,например, 15 лет).
Этот пример показывает, как в правилах процедуры реализуется общеметодологическое требование рассматривать явления и процессы в многообразии их связей и в динамике развития, выявляя их устойчивые и изменчивые свойства.
Кроме диалектического принципа можно назвать еще принцип системности теоретического познания и практики.
Будучи философским принципом, конкретизирующим диалектико-материалистический принцип всеобщей связи, он применительно к конкретным научным направлениям выступает как общенаучный, на его основе развертывается определенная общенаучная методология.
В настоящее время на уровень такой общенаучной методологии все больше претендует теория катастроф, которая завоевывает все большую популярность не только в естественных науках.
Уровень второй - методология позволяет использовать некоторые законы и принципы исследования, эффективные в конкретных научных направлениях. Например, электромагнитная теория может рассматриваться как методология исследования широкого круга явлений электродинамики.
Социальная реальность специфична, поэтому для ее познания существует своя методология социологического исследования или социологическая методология (от греч. metodos — путь исследования или познания и греч. logos — слово, понятие, учение) — учение о методе социального познания.
Поскольку в современной социологии существуют различные мировоззренческие подходы, то современная западная социология подразделяется на почти девятнадцать школ и методологических направлений. В России до последнего времени официально действовала марксистско-ленинская методология, в основе которой лежит метод материалистической диалектики.
Выступая в качестве прикладной логики, социологическая методология помогает нащупать принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом явлении, чтобы перейти к целенаправленному эмпирическому изучению объекта.
Позитивизм социологический — ведущее направление в социологии 19 в. (Сен-Симон, Конт, Милль, Спенсер). Главное устремление позитивизма — отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание “позитивной” социальной теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как естественно–научные теории. Основные методологические установки сформулированы Сен-Симоном, основные концепции разработаны в трудах Конта, Милля, Спенсера. Сложился в противовес метафизике, которая считала реальность в которой мы живем, продуктом нашего сознания, а значит непознаваемой и неизменной.
Главные устремления позитивизма уход от умозрительных рассуждений об обществе, создание социальной теории, которая доказательна, как естественнонаучные теории. (О.Конт предложил методы для новой науки – социологии: наблюдения, сравнительный, исторический и статестический ).
Структурализм — методологическое течение, которое исходит из представлений о преобладании, преимуществе структурного изменения в любых явлениях окружающего мира: из структурного анализа как метода познания природы и общества. (Монтескье 1689-1755; Сен-Симон 1760-1825, Конт 1798-1856, Спенсер, Дюригейм).
Функционализм — один из основных методологических подходов. Сущность — в выделении элементов социального взаимодействия, определения их места и значения (функции ) (Спенсер, Дюрrгейм и т.д.)
Уровень третий - специальная методология социологического исследования или методология конкретного социологического исследования.
В науке вообще конкретно-научная методология отражает сумму закономерностей, приемов, принципов, эффективных для исследования какой-то определенной области реальности.
Методология конкретного социологического исследования — учение о методах сбора, обработки и анализа утилизации первичной социологической информации.
В исследовательской деятельности руководствуются следующими положениями:
1) постоянным обращением к объекту изучения с целью конкретизации познания, достижения истины;
2) сравнением с результатами ранее полученного знания в науке;
3) членением всех познавательных действий на более простые процедуры с целью осуществления их проверки при помощи апробированных методов.
Конкретизация этих принципов носит характер требований к проведению социологического исследования.
Понятие “методология” — это собирательный термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология является методом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология дает указания относительно основ разработки частных социологических теорий. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных должен соответствовать избранной методологии, выступая в качестве прикладной логики исследования изучаемой проблемы.
Комплексный подход и системно-функциональный анализ в социологии
При изучении социальной реальности принципиальное методологическое значение имеет комплексный подход. Это объясняется тем, что всякое социальное явление многогранно. Кроме того, не менее важными являются те конкретные составляющие, которые характеризуют собой многообразные условия, определяющие данное социальное явление.
Выделим их:
I. соответствие и согласованность динамики социального явления с общей перспективой развития общественно-экономической системы, т.е. как и насколько специфика общественно-экономической формации представлена в данном социальном явлении, насколько она адекватна;
II. роль и место данного социального явления в существующей общественно-экономической системе;
III. связь данного социального явления с конкретным видом производства, его спецификой и масштабом (отрасль народного хозяйства, предприятие. бригада и т.п.);
IV. связь социального явления с регионом, определенными территориально-экономическими условиями, их взаимная зависимость и обусловленность;
V. этническая характеристика социального явления, влияние национального фактора на протекание социального процесса;
VI. политический характер и политическая форма данного социального явления;
VII. социальное явление и время, в которое оно происходит, т.е. конкретные условия (сложившиеся нормы, ценностные ориентации, мнения, традиции и т.п.);
VIII. социальный субъект, с которым связано социальное явление, уровень его организации, степень социально психологической устойчивости, зрелости и т.п.
Все указанные факторы находятся в постоянном взаимодействии. Конкретное состояние социального явления есть интегрированный результат этого взаимодействия с другими элементами системы. Следовательно, правильно понять социальное явление возможно лишь через комплексный охват действия всех многообразных сил и зависимостей.
Таким образом, комплексный подход представляет собой продуманную, научно обоснованную систему познавательной деятельности представителей различных дисциплин. Например, мы изучаем проблему стабильности трудового коллектива. В этом случае нам необходимо изучить следующие характеристики: экономическую, общественно-политическую, социально-психологическую, социальную и т.д.
Очень часто исследуемый объект кажется существующим сам по себе, но первое, что должен сделать социолог при его изучении — выявить всю многогранность связей и взаимодействий этого объекта, т.е. его целостность.Целостность является необходимой характеристикой объективной реальности определенного качества, т.к. она раскрывает нам все взаимодействия целого и необходимость этих взаимодействий.
Например: “Трудовой коллектив” — это целое. Целостное представление о нем, это знание таких связей, как отношение к средствам производства данного коллектива, форма организации труда, формальные и неформальные связи и т.п.
Поэтому комплексный подход в социологии выражает необходимость учета взаимодействий социального явления в его конкретном состоянии, который позволял бы в наибольшей степени выявить целостность исследуемой реальности.
Системно-функциональный анализ в социологии раскрывает диалектику целого и части.
Системный анализ есть необходимая составная часть диалектико-материалистического метода.
Следует еще раз подчеркнуть, что суть системного подхода (анализа) в социологии заключается в том, чтобы в изучении социального явления в его конкретном состоянии строго и последовательно исходить из знания целостности социального процесса и социальной организации и рассматривать исследуемый социальный объект как необходимый орган или элемент общественно-политической системы.
Взаимоотношение системы, ее частей фиксируется как функциональная зависимость и в общем плане может быть представлена как системно-функциональная характеристика целого. Функция определяется как отношение целого к чему-либо.
Например, изучается проблема “Социальная защита студенчества”.
Социология исследует не сами по себе функции, как бы важны они не были, а социальное явление, которое выступает через осуществление конкретной функции, в ней проявляется сама целостность системы.
Социальное явление тем и сложно, что оно представляет собой момент действия субъекта через конкретную функцию. Системно-функциональный анализ позволяет проникнуть в реальную социальную ситуацию и познать социальное явление.