Новости

Уникальная книга была издана в ноябре 2017 года в издательстве Института психологии РАН

news

 

 

 

 

 

 

Книга раскрывает механизмы влияния экономических факторов на рост патриотизма граждан. Ведь уже издавна существовали экономические явления, которые вполне можно рассматривать в качестве примеров экономического патриотизма: меры протекционизма многих государств и фирм по отношению к «своим» товарам и запреты на привоз «чужих»; закон США1929 г. «Покупай американское»; введение западом в 2014 году экономических санкций, что вызвало всплеск патриотических чувств у многих россиян и т.д.

Междисциплинарный анализ и прикладные исследования, выполненные при подготовке книги, дали авторам возможность утверждать, что к истокам и атрибутам экономического патриотизма можно отнести:

  • архетипические естественные «технологии» в природе, а значит и в человеческом мире, обеспечивающие самосохранение всего живого, его комфортное состояние в местах обитания и динамичное развитие;
  • определенный уровень отношения к собственности, когда ее стоимость и уникальность воспринимается не только как личное достояние, но и увязывается с позитивными характеристиками страны и «малой родины»;
  • гордость за места своего проживания, обеспечивающие производство уникальной продукции, брендов, ценимых во всем мире;
  • гордость за труд – свой, земляков, представителей своей национальности, создающий неповторимые образцы товаров и предметов, сельхозпродукции;
  •  гордость за собственную династию, известную своей профессиональной компетентностью, работоспособностью, креативностью  и творчеством в течение длительного времени;
  • понимание нужности и значимости индивидуального вклада в поддержку экономики региона или/и страны (покупай отечественное);
  • ответ на несправедливые санкции и ограничения, когда в пику «агрессору» принимаются всевозможные контрмеры, в том числе патриотической направленности;
  • благодарность за осуществляемый на основе гласных законов протекционизм со стороны государства или других социальных институтов, позволяющий сохранить и расширить экономические и связанные с ними деятельности;
  • презрение к бракоделам и «халтурщикам» как своим, так и из других стран и регионов, и как следствие игнорирование их продукции и т.д. и т.п.

Особое место в проявлениях экономического патриотизма принадлежит возникновению настроений, стимулированных экономическими санкциями.  Одним из основных позитивных последствий санкционирования стало признание и одобрение импортозамещения и повышение частоты использования товаров и услуг отечественных производителей. Например, как проявилось в социологических исследованиях 2015-2017 гг., этот аспект значим для молодежи как фактор формирования активной жизненной позиции и социализации, во-первых, за счет восприятия представителями молодежи проблемности современной экономической ситуации в родной стране и ответственности граждан за ее преодоление; во-вторых, за счет перестройки системы ценностей в сторону ориентации на отечественного производителя, т.е. за счет изменения поведенческих стратегий в сторону увеличения потребления отечественной продукции и создания бизнес-проектов по поддержке организаций малого бизнеса и отечественных предпринимателей.

Между тем экономический патриотизм в своем функционировании нередко зависит от общих тенденций международного развития. В частности, все больше срабатывает закономерность: чем больше в мире проявлений глобализма, тем больше людей живет с девизом «где хорошо, там и родина». Возникает конъюнктурный патриотизм, носители которого способны быстро менять свои ценности и принципы. С другой стороны, желание сохранить свою самобытность сегодня так же очень велико, причем это касается народов на самых разных стадиях социального развития и разных по численности. Самобытность и уникальность этнических, этнорегиональных и иных групп, в свою очередь, побуждает других людей с уважением относиться к их сообществам и личностям. Мультикультурализм в таких районах России, как Байкальский регион позволяет признать самобытность культур местных народов, одновременно ограничивая претензии на исключительность прав определенной этнической группы на эти территории. Это является стимулом для развития мультикультурного сознания людей и межэтнического сотрудничества на базе, прежде всего, экономического взаимодействия.

Эти и другие аспекты рассматриваются в данной книге – первом в России монографическом исследовании экономического патриотизма.

Все желающие могут ознакомиться с книгой в научной библиотеке ИГУ.