Новости

Внедрение передовых технологий партнерства вузов с работодателями как ключевой фактор эффективного развития вуза

+++ Ошибка масштабирования изображения "/ru/sociolab/docs/osnovnoe-foto-.JPG" с использование параметров\в "w:200,h:-1,q:100". +++

10 ноября 2016 г. в Иркутском государственном университете на базе Института социальных наук с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области состоялась VII Итоговая внутривузовская научно-методическая конференция по результатам производственных социологических практик «Цели и основные направления реализации передовых технологий партнерства вузов с работодателями». Цель конференции – обсуждение итогов производственных социологических практик, обобщение и обмен опытом формирования необходимых умений и навыков, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности теоретического и прикладного характера и приобретение индивидуального и проектного опыта в работе с социальной информацией.

Инициатором проведения конференции выступила Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ» (зав. лабораторией – д-р социол. н., профессор, зам. председателя Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области Т.И. Грабельных).

В работе конференции приняли участие студенты и преподаватели Института социальных наук ИГУ по направлению подготовки «Социология», представители работодателей и общественности.

На конференции были заслушаны более 15 докладов, среди которых наибольший интерес аудитории вызвали: «Передовая технология партнерства ИГУ с Иркутской нефтяной компанией (на примере прохождения производственной практики студентов социологов)» (Гусельникова Т., Кольчугина М., Борисова К.); «Использование социологических методов и методик сбора, обработки и анализа данных в процессе прохождения производственной практики в ГУЗ «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр» (Родак О., Гамерник Е., Мамонова А., Михайлова Е.; «Профессиональный опыт социолога: точки опоры (по результатам прохождения производственной практики в Избирательной комиссии Иркутской области)» (Евстропьева А.); «Условия и основные виды профильных работ в рамках прохождения производственной практики на базе Министерства культуры и архивов Иркутской области (на примере разработки социологического инструментария)» (Мурашова Л.С., Пустобаева В.И.) и др. Значительная часть докладов отражала «погружение» студентов в профильную деятельность в рамках реализации исследовательских проектов на базе социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ». Студенты, проходившие практику на своей производственной базе, продемонстрировали разнообразие образовательных технологий и образовательных практик.

По итогам конференции заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ», доктор социологических наук, профессор Т.И. Грабельных отметила важность развития традиций и инноваций классического университета в регионе по укреплению и углублению партнерских связей вузов с работодателями, подчеркнула необходимость внедрения передовых технологий такого партнерства в аспекте, как эффективного развития вуза, так и формирования реальных потребностей на направления подготовки на региональном рынке труда. С позиции условий и возможностей для прохождения социологических практик студентами на базе своего вуза и других профильных организаций Т.И. Грабельных признала: «2016 год был сложным по многим параметрам, в связи с чем спрос на студентов-социологов как практикантов со стороны работодателей был особенно высоким. Кроме того, реализация целого ряда профессиональных исследовательских задач внутри вуза и конкретного подразделения также была невозможна без участия студентов. Нами был выбран традиционный и в то же самое время уникальный способ вовлеченности студентов в практическую деятельность – помимо предусмотренных учебным планом практик, осуществлялось мотивирование на практическую деятельность в рамках практикумов и в свободное от учебы время. Учитывая научные и профессиональные интересы студентов, в рамках заключенных договоров с работодателями, мы предоставляли им на постоянной основе выбор потенциального работодателя с целью углубления профессионализации и накопления профессионального опыта. Инициирование привлечения студентов на предприятия осуществлялось со стороны работодателей через Лабораторию. Непрерывное погружение в профессиональную деятельность, имеющее разнообразный и многоуровневый характер, позволило им уже на этапе обучения решать те или иные типы профессиональных задач в соответствии с будущим «должностным статусом».

Прохождение практики студентом на базе Лаборатории, как показывает многолетний опыт, позволяет закреплять полученные в процессе обучения умения и навыки, в целом реализовывать принцип непосредственного включения работодателя в образовательный процесс на всех этапах и теоретической, и практической подготовки. С одной стороны, сохраняется уникальность научных школ и подходов, с другой стороны, учитываются региональные особенности и потребности регионального рынка труда. Таким образом, благодаря многоуровневой системе накопления профессионального опыта с участием работодателей, формируется единое профессионально-образовательное пространство с возможностями реализации образовательных и личностно-профессиональных стратегий. Именно такое пространство несет в себе значительный потенциал развития партнерских отношений вузов с работодателями, обеспечивает успешность внедрения передовых технологий партнерства».

Организаторами конференции также обращено внимание на тот факт, что участие представителей вузов в лице преподавателей и студентов, органов власти, общественности и работодателей в совместном обсуждении общих проблем позволяет сфокусировать внимание на ключевых вопросах развития высшей школы в современных условиях.

Программа конференции