Новости

Студенты-социологи приняли участие в Весенней школе "Гуманитарная составляющая в научном исследовании и проектной практике"

С 20 по 25 марта 2016 года в Химках прошла Весенняя школа «Гуманитарная составляющая в научном исследовании и проектной практике: необходимость, польза, баланс рационального» при поддержке Оксфордского Российского Фонда. В школе приняли участие студенты из 14 ведущих вузов России в количестве 25 человек. В частности, из Института социальных наук Иркутского государственного университета участвовали Олеся Родак и Татьяна Игнатьева.

В качестве экспертов выступили: Георгий Никич – автор книг и статей по проблемам современного изобразительного искусства; Виктор Вахштайн – специалист в области микросоциологии и фрейм-анализа, главный редактор журнала «Социология власти»; Константин Богданов – автор исследований по истории культуры, науки и гуманитарного знания; Надежда Нилина – архитектор, урбанист, общественный деятель; Кирилл Титаев – со-основатель Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге; Константин Анохин – профессор, нейробиолог, член-корреспондент РАН и РАМН; Виктор Мизиано – кандидат искусствоведения, основатель и главный редактор «Художественного журнала».

Работа в школе составила пять дней, которые были очень насыщены мероприятиями. В первый день, после встречи в Москве с тьюторами, нас повели знакомить с музеями и научными центрами на ВДНХ. Мы посетили музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» и выставку в Политехническом музее «Россия делает сама». После этого мы поехали в Химки, чтобы разместиться в пансионате и официально познакомиться с участниками и экспертами школы.

В начале второго дня Георгием Никичем был представлен установочный доклад. Далее Константин Богданов прочитал лекцию «Человек на улице: натуралистические исследования поведения людей в публичный пространствах города». После этого всех участников школы разделили на три группы и дали задание определиться с исследованием, которое они будут проводить в течение всего периода работы школы, а также создать концептуальную схему данного исследования и придумать метафору. Группа Олеси Родак решила изучать влияние общественного пространства торгового центра на поведение людей; группа Татьяны Игнатьевой изучить влияние общественного пространства (микрорайон в г. Химки) на плотность социальных взаимосвязей жителей данного микрорайон.  Вечером – после ужина у нас был выбор позиций: кто-то пошел читать Георгия Зиммеля вместе с Виктором Вахштайном, а кто-то смотреть кино с Георгием Никичем.

Следующий день, как всегда, начался с установочного доклада. Далее были лекции Виктора Вахштайна «Исследователь в городе» и Кирилла Титаева о легальных рамках и эмпирических исследованиях. После обеда и до конца дня участники в группах готовились к выходу «в поле»: происходил обзор объектов, выбор инструментария и уточнение измерительных приемов. В перерыве было пленарное заседание, в ходе которого участники представляли экспертам свои работы.

На четвертый день начались полевые исследования. Первая группа, в числе которых была Олеся Родак, отправилась в торговый центр «Мега» для наблюдения за посетителями данного заведения. Вторая группа, в которую входила Татьяна Игнатьева отправились на ул. Молодежная для интервьюирования и опроса жителей микрорайона. Третья группа отправилась в парк «Дубки», с целью определения мотивов людей нахождения в данном парке. После прибытия в пансионат участники школы представили экспертам результаты работы «в поле» и обсудили материалы исследовательских концепций друг с другом.

Последний день начался с лекции Константина Анохина «Позиция наблюдателя: как наш мир (мозг и разум) видит мир?» и доклада Надежды Нилиной «Языки описания города». После выступлений участники оформили результаты исследовательской работы и презентовали свои исследования на итоговом круглом столе. В конце дня была торжественная игра в «закрытие проекта».

Как отмечают девушки, в ходе Весенней школы были усовершенствованы навыки сбора информации, а именно анкетирование и интервьюирование. Освоен новый способ сбора информации - наблюдение. Расширен кругозор в области филологии, лингвистики, а также экономики. Участие в данной школе подарило возможность пообщаться в жизни с экспертами, задать интересующие нас вопросы.

Искренне желаем дальнейших научных успехов!