Учебные курсы

Лекция 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

.

О.Конт, с легкой руки Сен-Симона ( автора термина «социология») дал жизнь  новой науке, назвав  ее  «социология», определив ее содержание – «изучение общества» или « наука об обществе». Объектом социологии еще со времен О.Конта является общество, но особенностью современной социологии является то, что  в каждом конкретном случае проведения социального исследования в качестве объекта могут выступать частные явления и социальные противоречия. Общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование  научного статуса социологии как и любой другой науки лежит в идентификации ее объекта и предмета познания.

Объект познания – это все то, с чего исследователь получает эмпирическую информацию, которую в последствии предполагается анализировать для получения конкретных выводов. В любом случае все науки и социология в том числе использует  объективную реальность. Любое явление, процесс или отношения объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии, социологии и т.д.).

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

1. Свою особую сторону или среду объективной реальности

2. Специфические только для данной науки законы и закономерности развития этой реальности

3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.

Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США  именно по той причине, что отождествлялись их объект и предмет  познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще присущ.

Так что же является предметом социологии? По О.Конту, социология - это единственная наука изучающая сознание  человека, зависящего от  социальной жизни. Сен – Симон понимает предмет социология как социальные обязанности, группы, социальные  институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

П.Сорокин - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом . с одной стороны , и явления , возникающие из этого процесса взаимодействия , с другой

...междучеловеческие взаимодействия, т.е.  дает их границы. ”.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.

Общество-это не сумма индивидов, а  ансамбль человеческих отношений. Например: в настоящее время - люди те же, что и год, и два и три назад, а состояние государства изменилось. Почему? Произошли изменения отношений. Таким образом: социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой. Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится:

Предмет социологии - социальная сторона жизни общества, т.е.  социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими различное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношению к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношению с другими субъектами.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне законов и закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки - социальные законы и закономерности. Поэтому социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов). Или социология - это наука, изучающая объективные законы развития социальной материи через поведение взаимодействующих людей ( Л.Сорокина)

 

Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

 

Зададимся вопросом: Имеются ли достаточные основания для создания особой науки - социологии, ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия между людьми?

Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предварительных вопросов:

* достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает?

* представляет ли он явление sui generis, свойства которого не имеются в других классах явлений?

* Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социологии, и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней?      

Попытаемся ответить на эти вопросы:

 Практическая и теоретическая важность социологии. Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в этом изучении мы кровно и эгоистически заинтересованы.  Теоретическая важность социологии становится очевидной в том случае, если мы способны доказать, что свойства изучаемых социологией явлений не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.

Рассмотрим их следующим образом:

 

            а) Социология и физико-химические науки

 

Класс явлений взаимодействия между людьми несводим только к физико-химическим и биологическим процессам. Такие попытки были и продолжают иметь место. Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение - распадение сил ”

Даже если это и верно, то  что мы приобретаем от таких аналогий ? Всего лишь неточное сравнение.

Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

            Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда – человек - в “ поле сил ” и т. д. Отсюда идут теоремы вроде: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной”, “совокупная энергия социальной группы в отношении ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени (Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.

            Хоть это  и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.

Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление? То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.

            Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.

 

б) Социология и биология

 

            Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическими дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями, данными в пределах или внутри человеческого организма.

            Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение человека к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования (органических и неорганических). Экология, изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: зоосоциологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг с другом и с человеком, как  биологическим  видом ( животные сообщества ); и фитосоциологию, исследующую взаимоотношения растений друг с  другом ( растительное сообщество).

            Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. каким является предмет социологии . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм и биологический вид).

            Не поглащается ли таким образом социология биологией? Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от других биологических видов, если они не обладают специфическими свойствами, то  социологии не нужно. Однако, напротив, существование зоо- и фито - социологий не только не делают излишней homo- социологию, как целостную науку, но, напротив, приводят к ее   существованию.

 

в) Социология и психология

 

             Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания, законы самоуправления организме задачу не входит изучение социального взаимодействия, а, следовательно, она не может отождествляться с социологией.

            Социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология. Кроме того, специфика социальной психологии остается сродни индивидуальной психологии, т.е. мотивы поведения человека, рассматриваются как сформировонные исключительно на внутриличностных ( физиологических) факторах.

            Ясно, что психология  и социальная психология  сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

 

            г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей

 

            Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специфической точки зрения.

            Так, юриспруденция изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга и др. Объект экономики – законы развития совместной хозяйственной деятельности людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Этика изучает коллективные способы мышления и действия людей и мораль как определенный вид человеческого поведения,  давая рецептуру должного взаимодействия. Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. ).

            Таким образом, все социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия между людьми и законы развития этих взаимодействий. Какое же положение занимает социология  в системе общественных и гуманитарных наук?  Оно обосновывается следующим.

            * социология  является наукой о законах развития социальной материи,  т.е. обществе с момента его зарождения и до сегодняшнего дня, его явлениях и процессах. Специфика ее состоит в том, что главным для социологии является изучение проблем сегодняшнего дня;

            * она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук;

            * все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей, которые изучаются социологией;

            * техника и методика изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке социологии и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )

            Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой: если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая то общее, что присуще всем этим объектам.

            Поэтому можно сделать вывод, что социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованное понимание общества и его структур, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных систем.

Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.

 

д) Социология и история

 

            В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история, которая имеет объектом и предметом своих исследований общество в их конкретных проявлениях, фиксируя свое внимание  на составлении хронологии событий, имевших место в прошлом и имещих материальное подтверждение своего бытия. История воспроизводит социальную действительность, имевшую место в прошлом.

 

е) Социология и социальная философия

 

            Социальная философия изучает законы развития социальной материи, но в отличие от социологии является предельно абстрактой наукой и не имеет своих методов получения эмпирической информации, полностью используя данные и выводы других наук, в частности, социологии.

            Социология  тоже изучает объективные законы развития социальной материи,  т.е человеческого общества с момента его зарождения до сегодняшнего дня, но она имеет свои собственные, присущие только ей методы изучения человеческого взаимодействия, проявляющегося в поведении людей.

 

 

Содержание